Какие права дает новый закон автолюбителям

1231

Автолюбители
торжествуют, автосалоны в тревоге: по новому закону покупатель может
обменять свежекупленную машину на такую же в течение 15 суток — c 12
декабря вступил в силу Закон «О внесении изменений в Закон РФ «О защите
прав потребителей» и часть вторую Гражданского кодекса РФ». Суть этих
изменений в том, что такой товар, как автомобили, приравняли в правах к
любому другому товару. То есть новую машину покупатель может обменять в
течение двух недель. Более того, ответственность продавца сложной
техники значительно повысилась. Ведь теперь покупатель может вернуть
машину и в том случае, если машина в течение года провела в гарантийном
ремонте в совокупности более 30 дней. А такое случается сплошь и рядом.

alt

Ремонт и обмен


Конечно,
вернуть бракованный автомобиль в автосалон можно было и до вступления в
силу поправок. Но такое действие требовало от несчастного автовладельца
массы телодвижений. В первую очередь, надо было провести экспертизу и
доказать, что поломка – существенная и не дает возможности нормально
эксплуатировать транспортное средство.

Раньше в большинстве
случаев автомобили с подобными неисправностями не обменивали, а
отправляли в гарантийный ремонт. В 2005 году даже Верховный суд
посчитал течь цилиндра сцепления АКПП абсолютно новой Alfa Romeo 156
недостаточно серьезной причиной для расторжения договора купли-продажи
– автосалон обязали лишь отремонтировать машину. Что же говорить о
менее серьезных неисправностях! Понятно, что такое положение дел было
на руку многим автосалонам.

Но ведь и сам гарантийный ремонт – не
простая вещь. Запчасти надо заказывать и ждать, пока они придут. Причем
если такой порядок «по-человечески» был вполне объясним для иномарок,
привезенных из-за рубежа, то как объяснить его применение для
«Жигулей», что собирают у нас же, в России? Однако и «нашемарки» тоже
стояли месяцами на приколе.

Теперь же, как надеются законодатели,
эта практика сойдет на нет. В законе четко прописано: в отношении
технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем
недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и
потребовать возврата суммы. Либо предъявить требование о его замене на
товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой
марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в
течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

Спрос и предложение


Да,
покупатель нового автомобиля, если недостаток выявился в первые две
недели, после приобретения авто теперь вправе прийти в салон и
потребовать обменять бракованный автомобиль на другой. По закону.
Получается, по сути дела, он брал машину на своеобразный двухнедельный
тест-драйв. Однако пока не совсем понятно, как именно этот пункт будет
выполняться на практике. Ведь сегодня спрос превышает предложение,
доказательство чему – очереди в салонах на некоторые марки длиной в
полгода. А закон требует немедленного обмена.

Чуть проще с
гарантийным ремонтом. По закону, гарантийный ремонт вашего автомобиля
теперь не может превышать 45 дней. Причем в качестве отсрочки не
подойдут никакие объяснения гарантийщиков, кроме обстоятельств
непреодолимой силы, таких, как война, наводнение, пожар и прочие
форс-мажорные обстоятельства. Отсутствие детали на складе и даже
очередь в автосервис обстоятельствами непреодолимой силы быть не могут.

После 15 суток


Автомобиль
теперь можно вернуть в салон и получить его полную стоимость и по
истечении пятнадцати дней. Но только в случае обнаружения в нем
серьезных неисправностей. Если вспомнить случай с Alfa Romeo, то
автовладелец после вступления в силу новых поправок в закон может
спокойно вернуть машину в магазин, получить деньги и купить другой
автомобиль – не подавая в суд.

Более того, теперь, если
потребитель не может использовать автомобиль в течение каждого года
гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней из-за
неоднократного устранения его различных недостатков, он может вернуть
товар продавцу. Причем продавец должен вернуть вам полную сумму – без
учета износа за срок эксплуатации. А за любую просрочку возвращения
средств продавец также несет ответственность в виде пени, которую
должен будет выплатить покупателю.

Здесь есть еще одно
немаловажное обстоятельство. Теперь и обращение в суд приобретателя
становится невыгодным продавцу. Ведь как раньше: то и дело продавцы
посылали покупателя в суд. Мол, пока суд да пока дело… С 12 декабря в
случае решения суда в пользу покупателя (а по новому закону оно таким и
будет, если дилер не докажет, что покупатель – мошенник) ответчик
должен будет выложить очень большой штраф за то, что не уладил дело без
привлечения Фемиды.

В общем, все перевернулось. Права
автолюбителя защитили так, что теперь не покупатели, а уже хозяева
автосалонов стали опасаться мошенничества.

Цена новых договоров


По
словам дилеров, автопроизводители компенсировали автопродавцам только
гарантийный ремонт. Мелкие недочеты исправлялись за собственный счет
дилеров.

Поэтому сейчас дилеры собираются пересматривать договоры
с производителями. Ведь справиться с новой нагрузкой им будет не под
силу: надо решить проблему запчастей (в одном автомобиле более 12 тысяч
деталей), их своевременных поставок. Наверняка будут пересмотрены
договоренности о компенсациях не только гарантийного ремонта, но и
устранения мелких недостатков, договоренности по части компенсаций за
«некондиционные» машины.

Соответственно в результате всех этих
пересмотров договоров, договоренностей цена автомобилей для
потребителей может несколько увеличиться.

Кто пострадает от поправок?


В
первую очередь от принятия поправок в закон могут пострадать
отечественные и китайские производители. Именно их продукция вызывает
больше всего нареканий сразу после покупки. При этом добиться
исполнения гарантийных обязательств даже купившим «ВАЗ» довольно
сложно. А уж добившись, дождаться исполнения обязательств в срок
практически невозможно.

С китайскими производителями дело
осложняется еще и слаборазвитой гарантийной сетью. Да и требуемых
запчастей приходится долго ждать. Эксперты предполагают, что дилерам
придется пока попросту сократить количество поставляемых автомобилей.


Владимир Баршев, «Российская газета», rg.ru

Обсудить на форуме

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here