Тормозим без тормозов

727

Многим автомобилистам
старшего поколения знакомо это леденящее душу чувство: тормозная педаль
уходит вниз, а в ответ – никакой реакции. В этот момент многие
забывают, что главное для водителя в любой экстремальной ситуации – не
растеряться, сохранить способность думать и действовать.

Главное для водителя в любой экстремальной ситуации – не растеряться и не допустить аварии
Главное для водителя в любой экстремальной ситуации – не растеряться и не допустить аварии

При
правильном уходе за современным автомобилем отказ тормозной системы
маловероятен. Но нельзя забывать о нетехнических факторах – например, о
ямах и камнях на дороге, которые могут перебить трубки гидропривода, о
бракованных запчастях, наконец, о злоумышленниках. Поэтому готовым
нужно быть ко всему…

Внутренние резервы


Если педаль
внезапно провалилась, первый совет – продолжать давить на нее до упора.
Все современные автомобили имеют тормозную систему из двух контуров, и
чаще всего отказывает только один из них (потеря герметичности, разрыв
манжеты в цилиндре гидропривода). Разумеется, один контур замедляет
машину хуже как минимум вдвое, причем педаль может «брать» только
«внизу» – у самого пола, однако выбирать не приходится.

Если
педаль уперлась в коврик, а эффект от этого нулевой, нужно отпустить ее
и быстро нажать снова. При наличии времени можно сделать сразу
несколько повторных нажатий, не дожидаясь эффекта от второго-третьего
качков педалью: бывает, что «завоздушенная» система «оживает» на
пятом-шестом качке. Накачав таким образом давление в системе
гидропривода, можно остановить машину даже с высокой скорости.

Может
случиться и так, что машина замедляется, а педаль медленно
проваливается (тормозная жидкость теряется или перепускается через
поврежденные манжеты). Использовав ход педали до конца, нужно отпустить
ее и нажать снова, повторяя процедуру несколько раз до полной
остановки. С каждым ходом педали из разгерметизированной системы будет
вытекать жидкость, но при этом рабочие цилиндры способны передавать
усилие на колодки.

«Ручник»-спаситель


Вследствие торможения ручником может возникнуть занос из-за блокировки задних колес
Вследствие торможения ручником может возникнуть занос из-за блокировки задних колес

Если
стало понятно, что рабочая тормозная система отказала полностью, нужно
обратиться к стояночному тормозу и к торможению двигателем.
Эффективность «ручника» намного ниже, особенно на скорости, превышающей
40 – 50 км/ч, кроме того, вследствие торможения ручником может
возникнуть занос из-за блокировки задних колес. Поэтому лучше тянуть
рычаг, одновременно нажимая кнопку «трещотки», – так точнее дозируется
усилие. Нужно помнить и о том, что вывести машину из заноса в такой
ситуации труднее – одна рука-то занята «ручником»! Крайне нежелательно
(также из-за высокой вероятности заноса) останавливать машину с помощью
стояночного тормоза на кривой – перед началом торможения лучше
перевести автомобиль в прямолинейную траекторию.

Одновременно с
ручным тормозом применяют торможение двигателем, последовательно
переключаясь на низшие передачи. Педаль сцепления следует отпускать
быстро, максимально сокращая время, когда оно выключено.

Если
дорога идет под уклон, нужно исходить из общего правила торможения
двигателем: передача на спуске должна быть такой же, как и при подъеме
машины на этом участке. Причем очередную передачу «вниз» включают,
дождавшись, пока на предыдущей обороты двигателя снизятся до 1000–2000
об/мин (при отпущенном акселераторе). Соответственно, синхронно с
оборотами будет снижаться и скорость, а для полной остановки нужно
воспользоваться «ручником».

Последнее средство


Если
отказ тормозов произошел на крутом спуске, то описанные выше методы
могут не принести результата. Тогда остается способ, испытанный
автогонщиками, – торможение колесами или бортом о бордюр, скалу,
разделительный брус или иное сооружение, расположенное вдоль дороги.
Главное при этом – выбрать по возможности гладкий участок строения или
скалы, чтобы, притираясь к ней, машина не зацепилась за что-нибудь
выступающее и не развернулась поперек дороги – это чревато
переворачиванием и полной потерей контроля над ситуацией. По этой же
причине угол сближения машины с поверхностью должен быть минимальным.
Еще один вариант относительно «безболезненной» остановки без тормозов –
догнать попутный тяжелый грузовик и удариться о него сзади. Перед этим
нужно попросить всех пассажиров пристегнуть ремни, крепко взяться за
детали интерьера или упереться в них.

Осматриваясь в поиске
буфера, готового принять автомобиль без тормозов, стоит обратить
внимание на обочину. При узком кювете и невысокой насыпи дорожного
полотна можно просто съехать в поле или придорожный кустарник. Главное
при этом – не сворачивать с проезжей части слишком резко, под большим
углом – иначе автомобиль может перевернуться. Зимой хорошей ловушкой
послужат сугробы или снежные валы: не всегда удар о них будет «нежным»,
но даже спрессованый снег лучше, чем столб, стена или встречный автобус.

Самое
страшное в ситуации с отказом тормозов – лобовое столкновение со
встречным транспортом, поскольку скорости сталкивающихся машин в таком
случае суммируются. Поэтому, если есть возможность выбора, лобовому
столкновению лучше предпочесть наезд на неподвижное препятствие или
переворачивание машины. При таком раскладе не приходится заботиться о
сохранности транспортного средства, помня о том, что дороже всего –
жизнь и здоровье людей.

Попробуйте без экстрима


Как
ни странно это звучит, останавливать машину экстренным способом при
отказе рабочей тормозной системы не всегда обязательно. Если дорога
свободная и ровная, а впереди виден подъем или ровный горизонтальный
участок без попутных автомобилей, достаточно просто позволить своей
машине по инерции выкатиться на него и в момент полной остановки
зафиксировать ее стояночным тормозом или низшей передачей, выключив
зажигание.

Ничто не наступает внезапно


Отказ
тормозной системы никогда не возникает без причины. Часто машина подает
водителю «сигналы» о назревающей проблеме: при торможении ее уводит в
сторону, изменяется ощущение педали – она становится мягкой или
жесткой, «отдает» толчками в ногу, интенсивность замедления отличается
от обычной. При первых же признаках необычного поведения тормозов нужно
остановиться и выяснить причину или обратиться к специалистам.

Вторая роль «ручника»


Мы
не так часто задумываемся, почему инспекторы ГАИ настойчиво
интересуются работоспособностью стояночного тормоза. А ведь его вторая
роль – резервный тормоз на случай отказа основной (рабочей) системы.
Чтобы на него можно было положиться в экстренной ситуации, «ручником»
нужно пользоваться постоянно – тогда его трос не «закиснет» в оболочке.
Для приобретения навыков аварийного торможения полезно потренироваться
останавливать машину не рабочей тормозной системой, а «ручником».
Делать это лучше на прямых и свободных улицах.

Помним о руле


Пытаясь
остановить машину с неисправными тормозами, нужно крепко держать руль и
быть готовым скорректировать направление движения автомобиля. Не
исключено, что поврежденная тормозная система заблокирует только одно
или несколько колес, и машина пойдет юзом.

«Ручник» или «ножник»?


Тормоз,
управляемый педалью, эффективнее ручного, однако при использовании
«ножника» в качестве аварийного нажимать его нужно плавно – из-за
опасности вызвать занос блокировкой задних колес. Это особенно важно
еще и потому, что, в отличие от «ручника», «ножник» в случае блокировки
колес будет сложнее распустить. Возможно, в случае блокировки
торможение придется повторить.


Игорь Широкун, dddkursk.ru

Обсудить на форуме

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here