ВАЗможно всё! или Враги отечественного автопрома

510
Юридическая консультация онлайн

Когда говорят об отечественном автопроме, то подразумевают завод в Тольятти, хотя это неправильно. Когда же говорят о продукции волжского автогиганта, то бренд ВАЗ в разговорах нередко преподносят как «ТАЗик», но при этом вспоминают словосочетание «цена-качество» – и, вроде бы, делается не так страшно покупать продукцию с волжских берегов. Впрочем, по моему скептическому мнению, качество вазовской продукции явно не соответствует цене.

ВАЗможно всё! или Враги отечественного автопромаОднако начать хочется именно с качества. Вроде бы, у АВТОВАЗа за последние несколько лет появились новые модели – «Калина», «Приора» и их модификации. Между тем, качество предлагаемых новых моделей до декларируемого европейского уровня никак не дотягивает. Например,  «Калина» начала свой жизненный путь с совершенно устаревшим двигателем. Сегодня ставить на автомобиль мотор с объемом 1,6 литра, но с восемью клапанами выглядит абсурдом. Более того, «АМ» располагает информацией, что если этот двигатель разобрать и внимательно посмотреть на поршни, то окажется, что они не соответствуют параметрам цилиндров. Как пояснили «АМ» специалисты одной крупной тольяттинской фирмы, «это не брак от «пьяного» слесаря, а именно техническая несостыковка». Между тем, кроме крупных недоделок, есть еще один враг – мелочи, на которые сегодня уже невозможно не обращать внимания. Например, ручки не окрашиваются в цвет кузова, на «Калине» никак не могут придумать задние подголовники, полки багажника по-прежнему гремят, в новых автомобилях, как всегда, пахнет некачественным пластиком.

Теперь перейдет к понятию «цена». Изначально на АВТОВАЗе заявляли, что цена та ту же «Калину» не будет превышать десяти тысяч долларов. Идем в ближайший автосалон, и что мы там видим? «Калина» с двигателем объемом 1,4 литра в загадочной комплектации «Норма+» стоит 267 тысяч рублей. Страшно подумать, сколько она будет стоить в апреле, когда на рынок выйдет «Люкс» с японским кондиционером. Понятно, что за все надо платить, но прямой конкурент вазовской продукции «Шевроле Ланос» стоит триста тысяч, что называется, с полным фаршем. И вот именно поэтому украинский автопром, которому принадлежит сборка «Ланоса», активно развивается, и за 2007 год этот рост составил 31 процент.

ВАЗможно всё! или Враги отечественного автопромаКроме не лучшего качества и завышенной цены у отечественных производителей есть еще один враг – федеральные чиновники. Довольно часто они со своих высоких трибун заявляют о несостоятельности российского автопрома. А слово, как известно, не воробей. Так, первый вице-премьер РФ Сергей Иванов считает, что у России «немного шансов создать свой конкурентоспособный автомобиль». Такое мнение он высказал в ходе встречи с представителями молодежных организаций. «Поэтому мы позвали крупных производителей, в результате появились занятость населения, производство комплектующих», — добавил Иванов, приветствуя тем самым приход в Россию иностранных автоконцернов. Однако, по словам первого вице-премьера (здесь он как бы оправдывается за собственные высказывания), «это не значит, что мы не будем производить своих легковых автомобилей».

Он напомнил, что «АВТОВАЗ» и «ГАЗ» недавно заключили соглашения с иностранными партнерами (канадской Magna), в рамках которого оба российских автогиганта смогут «производить платформу, на которой можно будет собирать качественные автомобили». Как сообщалось ранее, Magna поможет Волжскому автозаводу разработать семейство автомобилей класса «С» и наладить их выпуск на предприятии в Тольятти. Кроме того, «Группа ГАЗ» совместно с «Магной» планирует развернуть в России сборку локализованной версии Chrysler Sebring на оборудовании, выкупленном у DaimlerChrysler.

Прямым подтверждением слов Сергея Иванова является статистика, причем, далеко не самая свежая. Уже в 2005 году, по свидетельству экспертов, в России было продано больше миллиона автомобилей. Правда, среди этого миллиона марок отечественных машин представлено вовсе не так много. И связано это, прежде всего с тем, что иностранные компании проводили и продолжают проводить чрезвычайно активную экспансию на российский рынок. Они строят заводы, помогающие сэкономить на таможенных пошлинах и сборке, проводят активные рекламные кампании в средствах массовой информации, а качество продукции не так уж и сильно отличается от западных аналогов. В то время, как наш автопром отпугивает потенциального покупателя неоправданной по цене и зачастую некачественной продукцией.

ВАЗможно всё! или Враги отечественного автопромаНесмотря на увеличение выпуска большинством российских автозаводов, общий объем их производства в 2007 году если и увеличивается, то, по ожиданиям, не более чем на 10%. В то же время иностранцы, в сравнении с прошлым годом, прибавили в среднем на 50%. Аналитики уже открыто говорят о захвате российского автомобильного рынка иностранцами. В прошлом году отечественные автозаводы увеличили реализацию своих машин лишь на 3%, тогда как продажи новых иномарок поднялись на 78%. В России сейчас свои производственные мощности имеют шесть серьезных иностранных автопроизводителей: Ford во Всеволожске, совместное предприятие «GM-АВТОВАЗ» в Тольятти, московский завод «Автофрамос», собирающий Renault, калининградский «Автотор» (Kia и BMW), ТагАЗ (Hyundai) и «ИЖ-Авто» (также Kia). Ожидается открытие заводов немецкого концерна Volkswagen и японской Toyota.

Впрочем, у российских производителей кроме федеральных чиновников, иностранных конкурентов, отсутствия качества и завышенной цены есть еще один враг…  топ-менеджмент. Если за основу брать завод в Тольятти, то за последние несколько лет на нем сменился не один руководитель. Такая текучесть кадров среди ключевых фигур не может говорить о стабильности и достойном стратегическом развитии. Кроме того, когда бывший топ-менеджер, а ныне губернатор Самарской области Владимир Артяков оказывается одним из самых богатых политиков первой величины, то вольно или невольно задумываешься о мелочности и прозаичности вещей, о которых я говорил выше. Или это мне только кажется? Ведь в наше время ВАЗможно всё…

Наша справка

Дилеры «АВТОВАЗа» начали продавать седаны Priora с антиблокировочной системой тормозов. Как и ожидалось, автомобили с АБС оказались дороже ранее представленных моделей. В Тольятти Priora с АБС стоили в ноябре от 289 до 294 тыс. руб. в зависимости от жадности дилера. Для сравнения: машины в базовой комплектации продают за 283-286 тыс. руб.

Наша справка

Торговая марка Lada вылетела из рейтинга Top-40 самых дорогих российских брендов по версии Interbrand Zintzmeyer & Lux. В прошлом году Lada занимала в этом списке 39 строчку с результатом 922 млн. руб. или порядка $32 млн. (именно во столько в 2006 году эксперты оценили бренд Lada). Выпадение из рейтинга самых дорогих брендов объясняется в первую очередь тем, что Lada в последний год потеряла почти 10% российского автомобильного рынка. Кроме того, лояльность потребителей к этой марке машин становится ниже. Интересно, что в рейтинге есть другой российский автомобильный бренд – «ГАЗель». По мнению аналитиков, сейчас торговая марка «ГАЗель» стоит 3,7 млрд. рублей (29 строчка списка).

Василий ЛАПШИН, avtomeridian.ru

Обсудить на форуме

Юридическая консультация онлайн

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here