ВАЗможно всё! или Враги отечественного автопрома

484

Когда говорят об отечественном автопроме, то подразумевают завод в Тольятти, хотя это неправильно. Когда же говорят о продукции волжского автогиганта, то бренд ВАЗ в разговорах нередко преподносят как «ТАЗик», но при этом вспоминают словосочетание «цена-качество» – и, вроде бы, делается не так страшно покупать продукцию с волжских берегов. Впрочем, по моему скептическому мнению, качество вазовской продукции явно не соответствует цене.

ВАЗможно всё! или Враги отечественного автопромаОднако начать хочется именно с качества. Вроде бы, у АВТОВАЗа за последние несколько лет появились новые модели – «Калина», «Приора» и их модификации. Между тем, качество предлагаемых новых моделей до декларируемого европейского уровня никак не дотягивает. Например,  «Калина» начала свой жизненный путь с совершенно устаревшим двигателем. Сегодня ставить на автомобиль мотор с объемом 1,6 литра, но с восемью клапанами выглядит абсурдом. Более того, «АМ» располагает информацией, что если этот двигатель разобрать и внимательно посмотреть на поршни, то окажется, что они не соответствуют параметрам цилиндров. Как пояснили «АМ» специалисты одной крупной тольяттинской фирмы, «это не брак от «пьяного» слесаря, а именно техническая несостыковка». Между тем, кроме крупных недоделок, есть еще один враг – мелочи, на которые сегодня уже невозможно не обращать внимания. Например, ручки не окрашиваются в цвет кузова, на «Калине» никак не могут придумать задние подголовники, полки багажника по-прежнему гремят, в новых автомобилях, как всегда, пахнет некачественным пластиком.

Теперь перейдет к понятию «цена». Изначально на АВТОВАЗе заявляли, что цена та ту же «Калину» не будет превышать десяти тысяч долларов. Идем в ближайший автосалон, и что мы там видим? «Калина» с двигателем объемом 1,4 литра в загадочной комплектации «Норма+» стоит 267 тысяч рублей. Страшно подумать, сколько она будет стоить в апреле, когда на рынок выйдет «Люкс» с японским кондиционером. Понятно, что за все надо платить, но прямой конкурент вазовской продукции «Шевроле Ланос» стоит триста тысяч, что называется, с полным фаршем. И вот именно поэтому украинский автопром, которому принадлежит сборка «Ланоса», активно развивается, и за 2007 год этот рост составил 31 процент.

ВАЗможно всё! или Враги отечественного автопромаКроме не лучшего качества и завышенной цены у отечественных производителей есть еще один враг – федеральные чиновники. Довольно часто они со своих высоких трибун заявляют о несостоятельности российского автопрома. А слово, как известно, не воробей. Так, первый вице-премьер РФ Сергей Иванов считает, что у России «немного шансов создать свой конкурентоспособный автомобиль». Такое мнение он высказал в ходе встречи с представителями молодежных организаций. «Поэтому мы позвали крупных производителей, в результате появились занятость населения, производство комплектующих», — добавил Иванов, приветствуя тем самым приход в Россию иностранных автоконцернов. Однако, по словам первого вице-премьера (здесь он как бы оправдывается за собственные высказывания), «это не значит, что мы не будем производить своих легковых автомобилей».

Он напомнил, что «АВТОВАЗ» и «ГАЗ» недавно заключили соглашения с иностранными партнерами (канадской Magna), в рамках которого оба российских автогиганта смогут «производить платформу, на которой можно будет собирать качественные автомобили». Как сообщалось ранее, Magna поможет Волжскому автозаводу разработать семейство автомобилей класса «С» и наладить их выпуск на предприятии в Тольятти. Кроме того, «Группа ГАЗ» совместно с «Магной» планирует развернуть в России сборку локализованной версии Chrysler Sebring на оборудовании, выкупленном у DaimlerChrysler.

Прямым подтверждением слов Сергея Иванова является статистика, причем, далеко не самая свежая. Уже в 2005 году, по свидетельству экспертов, в России было продано больше миллиона автомобилей. Правда, среди этого миллиона марок отечественных машин представлено вовсе не так много. И связано это, прежде всего с тем, что иностранные компании проводили и продолжают проводить чрезвычайно активную экспансию на российский рынок. Они строят заводы, помогающие сэкономить на таможенных пошлинах и сборке, проводят активные рекламные кампании в средствах массовой информации, а качество продукции не так уж и сильно отличается от западных аналогов. В то время, как наш автопром отпугивает потенциального покупателя неоправданной по цене и зачастую некачественной продукцией.

ВАЗможно всё! или Враги отечественного автопромаНесмотря на увеличение выпуска большинством российских автозаводов, общий объем их производства в 2007 году если и увеличивается, то, по ожиданиям, не более чем на 10%. В то же время иностранцы, в сравнении с прошлым годом, прибавили в среднем на 50%. Аналитики уже открыто говорят о захвате российского автомобильного рынка иностранцами. В прошлом году отечественные автозаводы увеличили реализацию своих машин лишь на 3%, тогда как продажи новых иномарок поднялись на 78%. В России сейчас свои производственные мощности имеют шесть серьезных иностранных автопроизводителей: Ford во Всеволожске, совместное предприятие «GM-АВТОВАЗ» в Тольятти, московский завод «Автофрамос», собирающий Renault, калининградский «Автотор» (Kia и BMW), ТагАЗ (Hyundai) и «ИЖ-Авто» (также Kia). Ожидается открытие заводов немецкого концерна Volkswagen и японской Toyota.

Впрочем, у российских производителей кроме федеральных чиновников, иностранных конкурентов, отсутствия качества и завышенной цены есть еще один враг…  топ-менеджмент. Если за основу брать завод в Тольятти, то за последние несколько лет на нем сменился не один руководитель. Такая текучесть кадров среди ключевых фигур не может говорить о стабильности и достойном стратегическом развитии. Кроме того, когда бывший топ-менеджер, а ныне губернатор Самарской области Владимир Артяков оказывается одним из самых богатых политиков первой величины, то вольно или невольно задумываешься о мелочности и прозаичности вещей, о которых я говорил выше. Или это мне только кажется? Ведь в наше время ВАЗможно всё…

Наша справка

Дилеры «АВТОВАЗа» начали продавать седаны Priora с антиблокировочной системой тормозов. Как и ожидалось, автомобили с АБС оказались дороже ранее представленных моделей. В Тольятти Priora с АБС стоили в ноябре от 289 до 294 тыс. руб. в зависимости от жадности дилера. Для сравнения: машины в базовой комплектации продают за 283-286 тыс. руб.

Наша справка

Торговая марка Lada вылетела из рейтинга Top-40 самых дорогих российских брендов по версии Interbrand Zintzmeyer & Lux. В прошлом году Lada занимала в этом списке 39 строчку с результатом 922 млн. руб. или порядка $32 млн. (именно во столько в 2006 году эксперты оценили бренд Lada). Выпадение из рейтинга самых дорогих брендов объясняется в первую очередь тем, что Lada в последний год потеряла почти 10% российского автомобильного рынка. Кроме того, лояльность потребителей к этой марке машин становится ниже. Интересно, что в рейтинге есть другой российский автомобильный бренд – «ГАЗель». По мнению аналитиков, сейчас торговая марка «ГАЗель» стоит 3,7 млрд. рублей (29 строчка списка).

Василий ЛАПШИН, avtomeridian.ru

Обсудить на форуме

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here