Выбор подержанного автомобиля с автоматической коробкой передач
Автоматическая коробка перемены передач (АКПП) является одним из наиболее дорогостоящих агрегатов современного автомобиля.Покупая автомобиль с “автоматом”, следует обязательно убедиться в исправности АКПП, поскольку стоимость ее ремонта в некоторых случаях может быть сопоставима с ценой всего подержанного автомобиля. Обнаружить признаки многих серьезных неисправностей можно, используя несложные методики, не требующие специальных знаний и оборудования.
Основные понятия
Основные режимы работы АКПП выбираются переключением рычага селектора в различные положения:
N – Neutral (нейтраль) – колеса и двигатель разъединены.
Р – Parking (паркинг) – включена нейтраль, выходной вал, соединенный с колесами, заблокирован.
D – Drive (драйв) – движение вперед с последовательным автоматическим переключением передач.
R – Reverse (реверс) – задний ход.
1(Low), 2,3, 4 – режимы, ограничивающие автоматическое переключение передач соответственно 1-, 2-, 3- и 4-й передачами.
Дополнительные режимы работы АКПП выбираются переключателями на рычаге селектора или рядом с ним.
Спортивный режим (Power, Sport) полнее реализует мощность двигателя за счет более позднего переключения передач.
Экономичный режим (Е, Есоn) обеспечивает экономию топлива благодаря работе двигателя в диапазоне низких оборотов.
Зимний режим (W, *) предусматривает троганье со 2- или 3-й передачи и движение в экономичном режиме.
Kick-down (кик-даун) – принудительное включение пониженной передачи резким нажатием на педаль газа. Предназначается для интенсивного ускорения автомобиля, например при обгоне.
Трансмиссионная жидкость (ATF – automatic transmission fluid) – в просторечии масло для АКПП. Обычно имеет красный цвет. В некоторых европейских автомобилях может использоваться жидкость желтого цвета.
Проверка уровня жидкости
Уровень жидкости в АКПП в большинстве автомобилей контролируется с помощью щупа, вставляемого в заливную трубку. На щупе, как правило, имеется несколько меток. Две верхние, нередко — единственные, соответствуют границам нормального уровня жидкости при ее рабочей температуре. Часто на этом участке щупа имеется насечка и/или надпись
Hot – «горячий». Иногда на щупе есть и нижние метки, служащие для приблизительной оценки уровня жидкости в непрогретой коробке. Для полного прогрева АКПП необходимо проехать 15-20 км. Проверка уровня жидкости должна производится на ровной горизонтальной площадке при работающем двигателе в режиме ”
Р” (на некоторых коробках — ”
N“). Пониженный уровень может быть следствием как неквалифицированного обслуживания АКПП, так и течи жидкости.
Повышенный уровень, возможно, сознательно поддерживался для упреждения сильной течи.
Если уровень неразличим, а имеющаяся на щупе жидкость вспенена и содержит мелкие пузырьки воздуха, то это может свидетельствовать как о недостаточном, так и о чрезмерном количестве жидкости.
Устранение сильной течи часто связано с дорогостоящим ремонтом АКПП, а продолжительная эксплуатация с пониженным уровнем жидкости, как правило, приводит к интенсивному износу агрегата.
Оценка состояния АКПП по внешнему виду жидкости
Состояние АКПП можно косвенно оценить по прозрачности, цвету, запаху трансмиссионной жидкости и наличию в ней посторонних включений. В процессе работы исправной коробки жидкость изменяет свой цвет, приобретая светло-коричневый оттенок.
Капните жидкостью со щупа на лист белой бумаги. Если жидкость непрозрачна или в ней можно различить мелкие черные частички и чувствуется явный запах гари, или жидкость имеет белесоватый эмульсионный оттенок, это говорит о серьезных неисправностях АКПП.
Визуальный осмотр АКПП
При визуальном осмотре АКПП следует обратить внимание на подтеки масла, состояние мас¬ляных магистралей, электрических жгутов и разъемов.
Механические повреждения или следы сварки на поддоне свидетельствуют о наезде на препятствие (бордюрный камень и пр.), что могло стать причиной повреждения внутренних эле¬ментов и деталей, расположенных почти вплотную к поддону.
Проверка включения режимов АКПП
Заведите двигатель, нажмите педаль тормоза и перемещайте рычаг АКПП в разные положения. О включении режимов можно по характерному несильному толчку.
О неисправностях АКПП могут свидетельствовать:
-запаздывание включения режимов более чем на 1-1,5 с;
-сильные удары при включении режимов (могут быть также следствием завышенных оборотов холостого хода двигателя или ненадежного крепления силового агрегата к кузову или подрамнику).
Стояночный тест
Целью теста является проверка состояния коробки передач и двигателя в целом.
Внимание!
Стояночный тест должен производиться опытным механиком. Неквалифицированное выполнение теста может привести к выходу АКПП из строя! Это следует иметь в виду как продавцу автомобиля, так и тому, кто берет на себя ответственность за тестирование.
Для проведения теста необходимо:
1. Полностью прогреть АКПП (см. выше).
2. Надежно заблокировать колеса автомобиля всеми возможными способами: стояночным тормозом, противооткатными упорами и т.д.
3. Завести двигатель и с максимальным усилием нажать на педаль тормоза (удерживать ее в таком положении до конца испытания).
4. Включить режим “D”.
5. Нажать до упора и удерживать педаль газа (не более 5 с!).
6. По тахометру определить максимальное значение оборотов двигателя.
Внимание!
Если показания тахометра превысили 3000 об/мин, педаль газа следует немедленно отпустить!
7. После 5-7-минутного перерыва повторить испытание в режиме “R”.
У исправных двигателя и АКПП значение максимальных оборотов в обоих испытаниях должно быть одинаковым и находиться в пределах 1800-2500 об/мин (в зависимости от модели автомобиля).
Проверка АКПП в движении
При пробной поездке следует обратить внимание на качество переключений передач всех режимах. Они не должны сопровождаться ударами, вибрацией и посторонними шумами. При умеренном нажатии на педаль газа переключение передач “вверх” должно происходить без повышения оборотов двигателя (даже кратковременного). Проверьте также принудительное включение пониженной передачи кик-дауном.
Проверка кодов неисправностей АКПП
Большинство современных автомобилей с АКПП имеют электронную систему управления автоматической трансмиссией. Это означает, что электронный блок управления постоянно следит за работой АКПП и в случае каких-то сбоев записывает соответствующую информацию в свою память.
Если мигают контрольные лампочки “OD OFF”, “HOLD”, “S”, “CHECK TRANS”, “POWER” и т.п., загораются надписи “Getribe Program”, ”Gearbox Malfunction”, “Check Engine” и т.п., то в памяти блока управления зафиксированы коды неисправностей. Расшифровать их можно с помощью специальной аппаратуры на станции технического обслуживания. Это позволит точнее судить о работоспособности системы управления и самой АКПП. // yuzle.com
привет! думаю купить машину с коробкой автомат, прежний хозяин залил масло в коробку и двигатель отечественного производства. точнее в коробку трансмиссионное лукоил. когда посмотрел оно коричневое. может ли это сказаться на дальнейшей эксплуатации коробки?
и еще, на при переключении с положения парковки в положение в перед , потом обратно в положение парковки в положение назад происходит небольшой удар. прежнии хозяин сказал что надо менять подушку крепления заднего моста( авто полноприводный) так ли это ,или дело в коробке?
не стоит сразу с пробок начинать… Хотя… если есть терпение…
Главное если что – как меня когда-то учил инструктор "тупо по тормозам и включай аварийку. Посиди, покури, успокойся… а потом езжай"
Я бы начал не с пробок… Хотя тогда когда я начинал – пробок у нас не было… (Мурманск)
я начинающий водитель
заканчиваю автошколу.осталось сдать экзамен в гибдд.но начинать одной ездить на машине в нашем питере как-то боязно.
подскажите, как лучше начинать ездить по городу:сразу окунаться в водоворот машин или раненько утром ,когда дороги почти пусты потихоньку объезжать близлежащие улицы.