Поменять машину, как перчатки

347
Содержание:

Поправки к закону о защите прав потребителя
одобрены президентом и вступят в силу уже 11 декабря. Они существенно
расширят права покупателей и владельцев новых машин.

Президент утвердил поправки к закону «О защите прав потребителей» –
они вступят в силу 11 декабря этого года и существенно расширят права
покупателей «дорогостоящих и технически сложных товаров», к которым
прежде всего относятся автомобили. Теперь обменять или отдать назад
автомобиль даже с мелкими неисправностями станет не сложнее, чем
разонравившиеся джинсы, обещают законодатели. Задержка уже оплаченного
товара также влетит продавцу в копеечку: штраф за просрочку с учетом
поправок к закону может превысить 50% стоимости товара.

Сейчас
покупатель автомобиля находится не в лучшем положении. Законодательство
практически полностью состоит из расплывчатых формулировок и дает массу
поводов для злоупотреблений. В законе нет даже формулировки того, что
считать «дорогостоящим».

Внося поправки, депутаты вообще решили
избавиться от такого понятия, уравняв в правах покупателя машины с
покупателем, скажем, свитера.

к содержанию ↑

Сейчас потребовать от автосалона заменить машину можно лишь в
случае обнаружения серьезных неисправностей – то есть таких, которые
«делают недопустимым использование товара в соответствии с его целевым
назначением» и не могут быть устранены без «несоразмерных расходов или
затрат времени».

Злоупотреблениям со стороны продавца трудно противостоять даже через суд.

Верховный
суд, к примеру, в 2005 году посчитал течь цилиндра сцепения АКПП
абсолютно новой Alfa Romeo 156 недостаточно серьезной причиной для
расторжения договора купли-продажи – автосалон обязали лишь
отремонтировать машину. Тем самым был создан прецедент: даже крупные
неисправности автомобилей, находящихся на гарантии, продавец может
устранить за свой счет, не неся при этом никакой дополнительной
ответственности за поставку бракованного товара.

С 11 декабря
потребитель получит право в течение двух недель с момента покупки
вернуть машину или заменить ее, причем не обязательно на ту же модель –
с перерасчетом цены можно будет взять и другую.

к содержанию ↑

Фактически это значит, что каждый покупатель получает
двухнедельный «тест-драйв», во время которого сможет найти все
недостатки машины и окончательно определиться, нравится она ему или нет.

Покупка машины будет похожа на покупку, например, одежды – если вещь
без дефектов, но просто разонравилась, ее можно тоже в течение 14 дней
вернуть в магазин без объяснения причин.

Эксперты
не исключают того, что поправки могут вызвать всплеск злоупотреблений
со стороны покупателей – многочисленные любители легкой наживы вполне
способны «оценить перспективы» и ринуться выискивать неисправности у
машин в надежде «нагреть» автосалон. Из-за неисправного прикуривателя,
заевшей магнитолы или перегоревшей лампочки автосалон будет вынужден
вернуть полную стоимость, а также оплатить все услуги по регистрации
машины. Если же он откажется это сделать, то покупатель сможет подать в
суд, который также станет руководствоваться поправками к закону. Если
суд удовлетворит иск, то автосалон должен будет оплатить и штраф в
половину стоимости покупки плюс проценты за несвоевременную выплату
причитающихся владельцу денег, моральный вред, госпошлины, расходы на
адвоката и прочие издержки.

Депутат Госдумы Виктор Похмелкин
считает, что «правовой перекос» в сторону покупателя возникает, но он
лучше, чем лоббирование интересов дилеров: «Компании, торгующие
автомобилями, имеют все возможности, чтобы защитить себя от
мошенничества, у них, как правило, много денег, огромный опыт, они
держат большие штаты юристов». У физлиц возможностей «воевать» с
продавцом через суд существенно меньше. Случаи мошенничества, считает
депутат, будут, но в целом закон улучшит положение потребителя.

В
том случае, если владелец обнаружит неисправность по истечении
двухнедельного срока, вернуть или обменять машину можно будет, только
если суд признает недостаток существенным.

Еще одна поправка,
которая призвана повернуть закон «лицом» к покупателю, касается ремонта
машины по гарантии. Она ограничивает срок ремонта 45 днями. Со
вступлением закона в силу дилеры обязаны будут этот или меньший срок
указывать в соглашении, которое заключается с покупателем перед тем,
как машина забирается на гарантийное обслуживание. Депутаты считают,
что поправки лишат сервисные центры их любимых отговорок, например, что
«запчасти еще не приплыли из Штатов».

к содержанию ↑

Сроки ремонта больше нельзя будет ставить в зависимость от наличия запасных частей, оборудования или краски.

Разработчики поправок рассказывают: «В последние годы наиболее массовые
и чувствительные для потребителей нарушения их прав встречаются в сфере
гарантийного обслуживания сложной техники». Пользуясь неопределенностью
формулировок и юридической неграмотностью покупателей, дилеры и
сервисные центры навязывают людям такие условия ремонта, при которых
машина может находиться в мастерской до полугода. Используются и старые
как мир способы обмана: устно сообщаются одни сроки ремонта, а в
квитанциях мелким шрифтом указываются совершенно другие. Причем
ответственности перед потребителем за некачественный ремонт дилер не
несет.

Сами
дилеры в курсе нововведений. В автосалонах и сервисных центрах
готовятся к тому, что теперь придется работать намного быстрее. «Многое
поменяется, – со вздохом сказали «Газете.Ru» в представительстве одной
из западных компаний. – Попробуем соответствовать».

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Здравствуйте, как можно,ну например если я купил за наличку и получил акт приема-передачи и еще не ставил на учет,хочу переделать
    (что бы салон переделал документы(акт приема-передачи или договор купли-продажи)на мою жену,мать,друга).Возможно ли это

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here