СТО: иметь или не иметь?

507

Станции технического обслуживания «под ключ» не такой уж ходовой товар. Тем не менее, желающие обзавестись этим видом бизнеса есть. Как найти объект действительно достойный крупных капиталовложений? Какими качествами он должен обладать, чтобы приносить прибыль? И является ли СТО таковым в принципе? Всем этим «АМ» интересовался как у хозяев, так и продавцов этого товара.

Кому это надо?

Если речь идет о крупном объекте, прежде всего, покупка СТО  может быть интересна тем, кому нужно обслуживать свой парк автомобилей. Таким образом, человек убивает стразу трех зайцев: делает вложение, получает прибыль и осуществляет бесплатный ремонт.  В других случаях, это, как правило, люди, которые только начинают свой бизнес и ориентируются на небольшие СТО. В основном,  выходцы с других техцентров. В любом случае, спрос, как впрочем, и предложение по СТО достаточно  ограничены. Ежемесячно в Самарской области предлагается к продаже порядка 20-30 таких объектов. Однако их реализация проходит медленно. К примеру,  некоторые из них находятся в списках с ноября минувшего года до настоящего времени.

Почем удовольствие?

СТО: иметь или не иметь?Стоимость этой коммерческой недвижимости может колебаться от  1 до 17 миллионов рублей в зависимости от состояния объекта, его оснащенности, места  расположения и перспективности.  Скажем, станция на 2 поста с мойкой в Автозаводском районе Тольятти стоит те самые 1,1 млн.руб. В то время как 5 боксов, расположенных на 3,5 га в Центральном районе, оценивается во все 17 миллионов. Однако обе эти цифры крайние.

Естественно, есть нюансы. К примеру, гараж с одним подъемником в среднем оценивается в 1 миллион рублей. А станция, занимающаяся тюнингом в том же ГСК, дотягивает до 2,5 миллиона. При этом нужно понимать, что такой объект не имеет потенциала роста. Однако стоимость квадратного метра, задействованного в том или ином бизнесе, растет не менее стремительно, чем квартирный метр.  Поэтому даже небольшие СТО гаражного типа могут быть востребованы с целью дальнейшей перепродажи. Другое дело, если техцентр расположен в независимом от других объекте. Тогда его цена может вырасти  до половины миллиона долларов и выше. Объясняется это тем, что такие  СТО, как правило, построены на земле, находящейся в собственности, и располагают площадями для развития. По словам владельца одного такого объекта, пожелавшего остаться неизвестным, эта цены на готовые объекты в этой сфере не всегда соразмерны их реальной стоимости. Гораздо дешевле построить новую СТО, если, конечно, есть уверенность, что удастся получить большой по площади землеотвод на территории с высокой проходимостью.

Побочные эффекты

СТО: иметь или не иметь?Очевидно, что станция сможет приносить прибыль, только если сможет производить большие обороты, а так же иметь достаточный объем оборудования, места и персонала. По словам Владимира Мельникова, который недавно продал СТО, их сложно назвать самодостаточным бизнесом, они скорее становятся рентабельными, если сопутствуют другому бизнесу: продаже автомобилей или узлов и агрегатов в фирмах, занимающихся, к примеру, тюнингом. То есть, там, где деньги зарабатываются не на установке, а на реализации такого оборудования, на которое, как известно, делается наценка. Сама работа приносит дохода столько же, сколько «съедает» зарплата рабочих. Получить ощутимую прибыль на труде даже самых квалифицированных специалистов практически нереально. Тем более, когда речь идет не о каких-то эксклюзивных услугах, как, например, ремонт коробки автомата, который, по его словам, довольно востребован в регионах в силу того, что иномарки, требующие такого ремонта, пока восстанавливают в основном в столичных центрах.

В любом случае СТО приходится конкурировать с фирменными техцентрами, которые располагают большими ресурсами и зарабатывают не на ремонте, а на продаже автомобилей. И за счет этого  развивают сервис значительно быстрее частных станций.

Вообще технический сервис в российской автомобильной столице развивается довольно бурно, следовательно, на этом рынке все меньше ниш для  частных СТО, которые не входят в дилерские сети ОАО «АВТОВАЗ» и иностранных производителей.

Другими словами, перед теми, кто собирается заработать на этом виде услуг, встает вопрос, чем именно можно привлечь клиента. И если ответа на этот вопрос нет, вряд ли управляющему удастся выйти выше, чем на уровень самоокупаемости.

Человеческий фактор

СТО: иметь или не иметь?Не нужно забывать и о том, что сейчас, как никогда, актуально умение персонала станции привлечь клиента на услуги, не являющиеся необходимыми. К примеру, уговорить хозяина не просто поменять резину и отрегулировать развал- схождение по весне, а провести комплексный анализ состояния автомобиля, за которым неизбежно последует тот или иной ремонт. При этом  не секрет, что далеко не все мастера могут эффективно работать с клиентом, а от этого во многом  зависит прибыль станции. Выход – нанимать менеджера, который возьмет на себя активные продажи услуг СТО. Как ни удивительно, такой кадр оценивается, начиная от 500 долларов и до полутора тысяч, в зависимости от размера бизнеса. Его задача продать клиенту более широкий спектр услуг, чем тот планировал.  Считается, что грамотный менеджер приносит около трети доходов станции. В обязанности управляющего также входит финансовый контроль. Хотя в эталоне хозяин  должен быть готов самостоятельно управлять этим бизнесом, дабы избежать банального воровства.

Расходы и доходы

СТО: иметь или не иметь?Текущие расходы  на содержание СТО мало чем отличаются от расходов других коммерческих структур. Это, как правило, арендные платежи, налоги, затраты на энергоносители, зарплата персонала, текущий ремонт оборудования. Траты, скажем, на обучение специалистов и закупку нового оборудования чаще относят к разряду роскоши, настолько, насколько они способны дать возможность оказывать востребованные и, следовательно, прибыльные виды услуг.   Поскольку, как уже было сказано, далеко не всегда квалифицированный специалист является гарантией сверхприбыли.

Зарплата в частных станциях  – это, чаще всего, процент от выработки, который составляет от 30-50%. Еще 30 % уходит на содержание самого объекта. Оставшаяся часть и есть чистая прибыль. Как ни удивительно, по словам Мельникова,  станция, занимающаяся облуживанием иномарок,  в месяц приносит не более 200 тысяч рублей, за вычетом указанных расходов, чистая прибыль составляла не более 60 тысяч рублей.

При этом, если не удастся найти ту самую нишу, способную стать «золотой жилой», увеличить доходы, по оценкам специалистов можно, разве что установив двухсменный график работ.  Не исключено, что в этом случае доходы могут вырасти до 300-350 тысяч в месяц. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here