3, 2, 1… Поехали!

295

Четыре колеса для легкового автомобиля – это даже, пожалуй, не просто стандарт – это догма и аксиома. Такая конфигурация кажется нам не только наиболее разумной и естественной, но единственной и универсальной. Все (или почти все) легковушки, что мы видим каждый день на улице, четырёхколёсны. Думается: такая конструкция оптимальна, потому что она проверена временем, потому что в результате конкуренции разных технологических новинок реализуются только самые жизнеспособные. И попробуй тут поспорь. Однако же, согласны далеко не все.

3

Казалось бы, для чего возвращать прочно обосновавшиеся в среде «мото» трициклы в автопром, но в XXI веке трёхколёсные авто могут существенно потеснить своих четырёхколёсных «собратьев». Первый в мире автомобиль был трёхколёсным. В настоящее время трициклы медленно, но верно перестают быть экзотикой и возвращаются на дороги и в гаражи. Любопытно, что первый паровой тягач, построенный около 230 лет назад французским инженером Жозефом Кюно (Nicolas-Joseph Cugnot), тоже был трёхколёсным, как, впрочем, и первый в мире автомобиль, поступивший в серийное производство.

Первое авто, которое Карл Бенц (Karl Benz) построил в 1885 году, представляло собой трёхколёсный двухместный экипаж на высоких колёсах со спицами. Надо заметить, что потомки Бенца из Daimler Chrysler не отказались от «трёхколёсной» идеи. Небольшие размеры, хорошие характеристики и относительно невысокие цены дают основания полагать, что прорыв трициклов на рынок может произойти в ближайшие год-два.

По существу, для современных трёхколёсных автомобилей есть два основных пути развития – и обусловлены они конфигурацией колёс. Первый вариант: одно колесо спереди, два сзади. В этом случае машина часто оказывается и внешне, и технически похожа на мотоцикл с кабинкой. Можно, впрочем, расположить два колеса спереди. Такое средство передвижения    будет выглядеть ещё более экстравагантно.

3, 2, 1… Поехали!Первой, считающейся традиционной, схемы, придерживаются конструкторы из британского Univercity of Bath (руководит разработками инженер русского происхождения — Роберт Решетникофф). Результат их труда, своего рода гибрид авто и мотоцикла, носит гордое название “Clever”, отличается высокой маневренностью и низким уровнем выхлопов. В общем,  акцент делается на экологичность и эффективность транспорта в городских условиях (решается проблема пробок и парковки). «Козырь» этой неординарной машинки – гидравлическое шасси, благодаря которому она будет сохранять устойчивость при резких поворотах.

Среди автомобилей одного ряда с “Clever” — трицикл Carver от компании Vandenbrink. Машина уже получила некоторый коммерческий успех, но, всё же, о массовом выпуске такого рода «трёхколёсников» говорить рано. Carver рассчитан на обеспеченных любителей комфортной, но быстрой езды. Разгон с места до 100 километров в час занимает у голландской машинки 8,2 секунды, а «максималка» составляет 180 километров в час.

Среди трициклов с расположением колёс два спереди – одно сзади стоит выделить, пожалуй, американский Merlin. Его действительно можно считать настоящим гибридом автомобиля и мотоцикла – причём спортивного. Merlin способен разогнаться до 210 — двигатель Harley Davidson (88-cubic inch), всё-таки, марка. Он возвышается над капотом, причём и парковать, и страховать Merlin положено так же, как мотоцикл. В Великобритании владельцу «Мерлина» достаточно будет получить права на вождение мотоцикла.

3, 2, 1… Поехали!   3, 2, 1… Поехали!

Вроде бы, трёхколёсные машины, как мы видим, вещь сама по себе не самая обычная в наше время; однако ж, даже среди этих образцов автомобильной кунсткамеры некоторые выбиваются из общего ряда. Вот, к примеру, детище некоего Фрэнда Вуда, родом из Уэльса. Этот автомобиль называется Tryane II и построен целиком… из дерева. Корпус вырезан из цельного куска и обклеен тонкими пластинками из красной древесины. Даже топливный бак – и тот деревянный. «Папа Карло» от автопрома постарался заменить, по возможности, все пластиковые и стальные детали. Результат превзошёл все ожидания – «Буратино» при помощи двигателя от «Ситроена» разгоняется до 160, а просит кушать всего по 5 литров на каждые 100 км. Одно плохо – на одну такую деревянную «торпеду» уходит целая уйма ценных пород древесины.  Поэтому стоит она 60 тысяч долларов, а экологи от «Друга Леса» (так переводится «говорящая фамилия» изобретателя) далеко не в восторге.

2

Трициклы всегда были для публики зрелищем если не шокирующим, то уж, по крайней мере, удивительным. Даже в наше время, когда на автосалоны привозят самые необычные и фантастические разработки в области дизайна и технологий, около постамента с трёхколёсным авто – всегда аншлаг. Ну, а появление на улице или выставке двухколёсных автомобилей, за всю вековую историю этого транспорта, неизменно вызывает настоящий фурор.

Первым идею двухколёсной устойчивой машины предложил Пётр Петрович Шиловский – самодеятельный изобретатель, юрист по образованию, экс-губернатор Костромы. В 1912 году он решился показать свои чертежи инженерам английской компании Wolseley Tool & Motorcar Company. Интересной задумкой заинтересовались, и уже 28 апреля 1914 года перед глазами отдыхающих в Регентском парке Лондона предстало необыкновенное зрелище:   по аллеям нарочито медленно катил экипаж на двух колёсах. Настоящее восхищение вызывала устойчивость этого автомобиля – он и не думал её терять даже при поворотах! А причиной тому – законы физики — и гироскоп – крутящийся на высокой скорости металлический диск, установленный под кузовом. По сути, именно это устройство – основа всей конструкции. За гирокарами (так стали называть двухколёсные машины) – будущее, считал изобретатель. Но убедить в этом современников так и не сумел.

Гирокар Шиловского нашёл своё пристанище в музее, а дело его продолжил американский инженер Луис Суинни. В его автомобиле гироскоп был уже на порядок компактнее (в аппарате Шиловского это был всё-таки громоздкий агрегат), а за счёт системы суперкомпенсации в случае резкого поворота автомобиль «заваливался» в противоположную сторону. Несмотря на все свои преимущества (благодаря обтекаемой скорости машина развивала неплохую скорость – 125 миль в час) «Торпеда Суинни» так и не смогла составить конкуренцию четырёхколёсным авто. Возможно, причина – в недостаточном уровне развития гиродинамики того времени. Диск, придававший устройству устойчивость, набирал нужные обороты только за три минуты.

3, 2, 1… Поехали!Современные конструкторы двухколёсных автомобилей уже не делают ставок на высокие скорости и сверхобтекаемые формы. Их проекты – концепткары; расположение колёс в них бывает как продольное, так и поперечное – всё зависит от дизайнерского замысла.

Одна из последних перспективных моделей – продукт творчества Пэтти Смит, китаянки, прошедшей американскую школу автомобильного проектирования. Она завоевала престижную дизайнерскую премию «Red dot» 2006 года в категории «Транспорт» со своим двухместным электромобилем Camper Lotus. Длина этой машинки составляет 1,3 метра, ширина — 1,4, а высота — 1,55 метра. Доступ в неё открывает лобовое стекло, соскальзывающее вверх и назад. Внутри — пара кресел, установленных бок о бок. За их спинками расположен крохотный багажник на пару кейсов или сумок с продуктами. Заряжается такой автомобильчик от обычной розетки, управлять им довольно просто – очевидно, задумывался он с прицелом на дальнейший массовый, серийный выпуск.

3, 2, 1… Поехали!У электромобиля-микролитражки «Moovie» четыре колеса, но называют его, вопреки арифметике, двухколёсным – одна из пар колёс, как утверждается его разработчик Андре Коста – не более чем шасси. Сказать по правде, они и не видны. Зато другие два колеса не просто хорошо различимы – они – первое, что бросается в глаза. Благодаря им, а также «хайтековской» формы корпусу, машину, исполненную пока только в виде модели, уже окрестили «пылесосом». Кстати, колёса служат также окнами и дверями; круглые панели плавно отъезжают вверх, и – милости просим в просторный (правда, только для двух человек) салон. Глаз радует, но, увы, в серию эта машина вряд ли выйдет – зато может послужить ещё одним витком в эволюции двухколёсных автомобилей.

1

Но даже два колеса – это ещё не предел минимализма. Всё-то автомобильным конструкторам много. И вот, скажем, канадские инженеры из фирмы  Bombardier – недостатка ни в покрышках, ни в дисках, ни в иных комплектующих не испытывают. Однако именно им пришла в голову идея весьма оригинального одноколёсного транспорта. Впрочем, разработка эта пока ещё в зародыше, а существует курьёз автомобилестроения пока только на бумаге. А называется этот автомобиль (или мотоцикл – класс тут определить уже довольно сложно) Embrio (от английского «embryo» — «зародыш»). Впрочем, логичнее было бы назвать «Зародышем» не этот агрегат, а традиционный моноцикл. Ведь в большинстве из них водитель ютится внутри колеса. В то время как канадская машина  напоминает по своей конструкции традиционный мотоцикл. Хотя выглядит, конечно, куда интереснее. А со стороны езда на таком байке напоминает цирковой трюк – хотя равновесие сохраняется с помощью сложной системы гироскопов.

3, 2, 1… Поехали!У Bombardier Embrio были и свои довольно удачные предшественники. Так, 47-летний байкер из штата Мичиган сумел соорудить из тракторного колеса вполне неплохой по ходовым качествам моноцикл и даже зарегистрировать его в дорожной полиции как мотоцикл. Что интересно, одноколёсный аппарат Керри Маклина (так зовут изобретателя) оказался по техническим характеристикам лучше продуктов творчества целых конструкторских бюро; к примеру, он сохраняет устойчивость даже при очень резком торможении. Потому оказалось возможным создать компанию McLean Wheel и приступить к выпуску коммерческой модели. Так что, если у Вас есть совершенно лишние 8,5 тысячи долларов – срочно идите на местный почтамт – оформлять заказ. Особенно, если Вы задались идеей приобрести транспорт с наименьшим количеством колёс — можете быть уверены – это как раз то, что Вы искали.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here