По снегу, как по паркету

557

Предстоящая зима в России обещает быть особенно снежной. По прогнозам синоптиков, дней, когда будет идти снег, окажется на 30 % больше, чем обычно, а количество выпавших осадков увеличится на 25 %. Зная расторопность дорожных служб, можно не сомневаться, что число аварий из-за плохих метеоусловий в зимнем сезоне 2007-2008 годов также превысит средний показатель. Причем, если верить долгосрочному прогнозу отечественных синоптиков, зимы в России из-за глобального потепления будут становиться все более мягкими и снежными. Чтобы не дать погоде застигнуть себя врасплох, выбором «железного коня» для таких условий имеет смысл заняться уже сегодня.

Полный привод для родного бездорожья

Понятно, что громадное преимущество на заснеженной или обледенелой трассе автомобилю дает полный привод. Однако легковушке с дорожным просветом около 12-15 см. (к примеру, той же «Субару Импреза») на разбитой загородной трассе полный привод едва ли поможет — она элементарно сядет «на брюхо» там, где проедет моноприводная машина с большим клиренсом. Значит, дорожный просвет также относится к критическим факторам. При этом большинство водителей не готовы поступиться ездовым и акустическим комфортом, хорошей разгонной динамикой, топливной экономичностью, умеренностью цен на запчасти и расходные материалы и другими преимуществами легковушки – к хорошему быстро привыкаешь.

Понятно, что означенным требованиям отвечает только один класс машин – достаточно новый и самый быстроразвивающийся в мире – вседорожники (не путать с внедорожниками), они же «паркетники», они же кроссоверы.

В России продажи «паркетных» авто растут, как на дрожжах. Ведущие иностранные автопроизводители, похоже, оценили значение паркетников именно для русских дорог – высокий потенциал спроса на машины этого класса в нашей стране в ближайшие годы. Именно поэтому производство «Каптив», «Гранд Витар», «Икс-Трейлов», «Санта-Фэ» и других достойных представителей класса кроссоверов активно переносится в Россию. И это правильно — на большинство импортных «паркетников» очереди в салонах сегодня выстроились на срок от трех месяцев до года и более. Какие же автомобили повышенной проходимости официально продаются и обслуживаются на российском рынке и насколько близки они к идеалу?

«Проходимцы» малые и средние

Сразу заметим, что самый молодой подкласс «паркетников» – «малый», к которому, например, можно отнести «Судзуки Эс-Икс 4» и 3-хдверную «Гранд Витару», «Ниссан Кашкай», а также премьеры следующего года – «Форд Куга» и «Фольксваген Тихуан», — останется за рамками данного обзора по простой причине: это типично городские машины, на которых в дальнее и не очень путешествие едва ли отправишься в силу их размеров – семья из 4-х человек с поклажей и спортивными снарядами типа велосипедов и лыж-сноубордов в таком авто элементарно не разместится. Малый паркетный класс – удел молодых успешных менеджеров, максимум багажа у которых – кейс с документами и спутник-спутница.
Эти машины, скорее для «понта», чем для решения сугубо практических задач.

Класс «средних» вседорожников – именно то, что автодоктор прописал России с ее иногда отсутствующими дорогами, суровым северным климатом и повышенной аварийностью. Эти машины многофункциональны. На них без особых проблем запаркуешься на тесных московских и питерских улицах, проедешь по загородным грунтовым дорогам и разбитым самосвалами сибирским трактам или вообще доставишь себя любимого и семью летом на черноморские пляжи России и Украины, а зимой — к лыжным трассам на финских сопках. Кроссоверы «премиум-класса» от «Мерседеса», «БМВ», «Ауди» и «Вольво» также здесь рассматривать не имеет особого смысла, достаточно сказать, что это очень хорошие и очень дорогие (от 50 тыс. у.е. и выше) автомобили. Причем, дорогие как по цене, так и по обслуживанию. Это обстоятельство накладывает ряд ограничений на хозяина – в такой роскошной «карете» едва ли захочется штурмовать косогоры и перелески. Поэтому такие машины также можно отнести к типично городским, «понтовым», несмотря на их немалые потенциальные внедорожные способности.

Демократичный же вариант кроссовера – это авто в ценовом диапазоне 30-45 тыс. долларов. Есть и более дешевые новые вседорожники, но – китайского производства со всеми вытекающими (а также подтекающими и отваливающимися) последствиями. Итак, перейдем к детальному обзору сильных и слабых сторон «семейных» паркетников.

«Тойота Рав 4»

Пальму первенства по числу продаж многие годы на нашем рынке удерживает японский бестселлер – «Тойота Рав 4». К плюсам «рафика», как называют этого «японца» в народе, можно отнести его надежность, достаточно продвинутую систему подключаемого полного привода и оригинальное дизайнерское исполнение «торпед». «Рав 4» по современным меркам невелик и уступает по длине – 4395 мм – большинству конкурентов. Отсюда и не самый большой в классе багажник – 586 литров. Заметим, что до последнего времени выбора силового агрегата у «Рав 4» не было. Машину приводил в движение 2-литровый бензиновый движок (152 лошадиные силы), комплектовавшийся 5-ступенчатой «механикой» или 4-ступенчатым автоматом. «Минус» машины с таким двигателем – недостаточная разгонная динамике в версии с «автоматом» — до 100 км/ч за 12 секунд.
Но совсем недавно в нашу страну стали поставляться «рафики» с бензиновым двигателем 2,4 литра, комплектуемые только автоматической коробкой передач. Мощность мотора – 170 «лошадок», разгоняется машина до сотни за 10,6 секунды. Вполне приемлемая динамика.

Но малоприемлема цена – около 45 тыс. долларов в комплектации «Сол». К другим недостаткам машины можно отнести: репутацию сугубо женского авто, длительный срок ожидания поставки «рафика» и чудовищные очереди в московские сервисы «Тойоты». Еще одно немаловажное обстоятельство: «рафик» — самый угоняемый из «демократических» кроссоверов, что, помимо повышенного расхода нервной энергии владельца, влечет за собой удорожание страховки и повышенные расходы на установку и эксплуатацию охранного комплекса – вплоть до использования спутниковых технологий, что обычно не требуется «одноклассникам» «Рав 4».

В общем, машина неплохая, но дорогая и требующая повышенного внимания.   

«Хёндэ Туссан» / «Киа Спортидж Нью»

Взяв за точку отсчета «Рав 4», можно в сравнении с лидером достаточно легко оценить другие кроссоверы. Пойдем по цене снизу вверх.

На нижней ценовой ступеньке стоят корейские братья-близнецы «Хёндэ Туссан» и «Киа Спортидж Нью». Машины аналогичны за исключением мелких деталей интерьера и экстерьера. Рассмотрим внимательнее более престижного и дорогого «брата» — «Туссан». Это авто обеспечило настоящий прорыв корейской фирмы «Хёндэ» на рынок компактных кроссоверов. «Туссан» продается в ценовом диапазоне 26-37 тыс. долл. В Россию поставляются авто с 2-литровым двигателем (142 л.с.) и 5-ступенчатой «механикой» и 2,7-литровым силовым агрегатом (175 л.с.) с 4-ступенчатым автоматом. Время разгона «по паспорту» — 11,3 и 10,5 секунд до 100 км/ч.

Однако владельцы этих авто отмечают, что динамика вовсе не такая впечатляющая, а автомат не отличается особой плавностью разгона. К другим минусам «Туссана» можно отнести аскетичный и явно устаревший салон, отсутствие штатной магнитолы, слабые внедорожные качества. По длине «Туссан» уступает даже «Рав 4» — 4325 мм, однако за счет большей высоты и колесной базы, а также приличной ширины (1795 мм.) салон не выглядит тесным. Среди плюсов – достаточно вместительный багажник (644 литра), возможность заказа авто без полного привода (многим достаточно высокого клиренса – 19,5 см — и «джипистого» внешнего вида, а также просторного салона за очень разумную цену), неугоняемость, длительная гарантия – 5 лет (хотя здесь есть подвох, но это отдельная тема), бюджетность запчастей и аксессуаров, отсутствие серьезных очередей в сервис и за новым авто.

Короче,
если вам не нужно подчеркивать свой высокий статус, человек вы не гордый, деньгами сорить не любите, а семью за город возить надо, – «Туссан» создан для вас.

«Судзуки Гранд Витара Нью»

На ступеньку выше «Туссана» и «Спортиджа» стоит «Судзуки Гранд Витара Нью», точнее ее 5-дверная версия. Разброс цен – 31-37 тыс. долларов. Эта машина заметно длиннее «рафика» и корейцев – 4470 мм. При ширине 1810 мм, высоте 1695 мм и колесной базе 2640 мм
«Гранд Витара» снаружи выглядит вполне солидным и просторным автомобилем, однако внутри тесновато, посадка в креслах неудобная, отсутствуют поручни-подлокотники на дверях, имеются еще несколько недостатков. Салон «Витары» лаконичен и даже скучен, взгляду не за что зацепиться. Мотор только один – 2-хлитровый (140 «лошадок») в сочетании с «механикой» и АКПП.

Любопытно, что в таблицах с техническими данными этого авто на сайтах официальных дилеров отсутствует такой важный показатель как динамика разгона. Этому есть простое объяснение – новая «Витара» ну очень неторопливая – 13,6 секунды до сотни. Более неспешных кроссоверов можно найти только среди «китайцев». Из других минусов – очень маленький багажник (398 литров). Из плюсов — подключаемый полный привод с блокируемым межколесным дифференциалом и раздаточной коробкой, что позволяет машине демонстрировать хорошие внедорожные качества.

Одним словом, «Гранд Витара», как и «Туссан», — машина для не очень привередливых водителей, которые более ценят внедорожные качества и готовы на асфальте померяться силами разве что с автобусами и троллейбусами. Зато, в отличие от «корейца», «японец» в максимальной комплектации оснащен довольно богато и современно: аудиосистема с MP3 CD, система запуска двигателя Keyless (без ключа), гидроусилитель руля с переменным усилием, отделка под дерево и т.п.. Ну, и главный козырь всех японских автомобилей – высокое качество сборки и надежность. При этом машина достаточно редко угоняемая.

«Субару Форестер»

Следующим за «Гранд Витарой» в ценовой цепочке кроссоверов идет другой именитый «японец» — «Субару Форестер».
«Форик», как любовно именуют это авто его владельцы, знаменит своей отточенной управляемостью и способностью заходить в повороты на огромной скорости под очень острыми углами.

Этой замечательной способностью «Форестер» наделили постоянный полный привод и фирменная «фишка» «Субару» — горизонтально расположенный оппозитный двигатель, благодаря которому у машины низкий центр тяжести. Справедливости ради стоит отметить, что постоянный полный привод вы получите, только купив «Форестер» с турбированным 2,5 литровым мотором мощностью 230 л.с. (42,3-47,2 тыс. долларов). Более бюджетный «Лесник» (так переводится имя машины) – с двухлитровым атмосферным двигателем мощностью 158 л.с. наделен почти полным приводом, но стоит заметно дешевле – 36,5-38 тыс. долларов. Для людей, часто выбирающихся на природу, – рыбалка, охота – «Форестер» — оптимальный выбор в силу своей очень высокой проходимости и 20-сантиметрового дорожного просвета.

Но и эта машина не лишена недостатков.
Во-первых, она выпускается с минимальными изменениями уже с десяток лет, что особенно заметно в салоне. По современным меркам, он узкий, тесный, с устаревшим дизайном «торпедо» и регулируемым только в одной плоскости рулем. Багажник тоже не выглядит огромным.

Кстати, в следующем году появится принципиально новый «Форестер», поэтому поклонники легендарного «Лесника», вероятно, могут рассчитывать на скидки при покупке уходящей модели. Во-вторых, «Субару» в России отличается довольно дорогим и не очень навязчивым сервисом, причем ситуация с годами тут не меняется. Объяснение этому простое – дилер-монополист и полное отсутствие конкуренции.

Таким образом, если вас не смущает тесный салончик, отсутствие новомодных MP3-магнитолы и «блютуза» и заводят фирменный субаровский рык оппозитного двигателя и легкость «лосиных» перестроек на трассе, «Форестер» вас не подведет и будет служить верой и правдой долгие годы.   

«Ниссан Икс-Трейл»

Вслед за «Форестером» в ценовой линейке «паркетников» стоит еще один представитель Страны восходящего солнца – «Ниссан Икс-Трейл».
Эта машина, всегда имевшая репутацию хорошего «проходимца», в модельной версии 2007 года пополнилась интеллектуальной системой полного привода, позволяющей подключать задний мост не после пробуксовки передних колес, как у всех конкурентов, кроме «Форестера», а — до, благодаря специальным датчикам, отслеживающим множество дорожных факторов.

При этом, если «Икс-Трейл»-2007 и подорожал, то незначительно. Цена машины с 2-хлитровым двигателем (141 л.с.), оснащаемой 6-ступенчатой «механикой» и бесступенчатым вариатором, стартует с отметки 35 тыс. долларов. Для тех, кто любит авто погорячее, предлагается «Икс-Трейл» с мотором 2,5 литра мощностью 169 л.с..

Эта очень немаленькая машина (длина – 4630 мм, ширина – 1785 мм, высота – 1770 мм) разгоняется до сотни за 9,8 секунды с «механикой» и 10,3 секунды с вариатором. При этом,
вариатор является крайней противоположностью традиционному «автомату», поскольку при более плавном разгоне авто «кушает» топлива меньше не только АКПП, но и «механики».

Заметим, кстати, что вариатор становится все более популярным у автопроизводителей из-за приведенных выше особенностей и более простой конструкции, в сравнении с «автоматом». Поэтому все чаще авто с моторами мощностью до 200 л.с. оснащаются такими коробками передач. Еще один плюс нового «Икс-Трейла» — самый большой в классе багажник. К минусам «Икс-Трейла» можно отнести довольно высокую стоимость машины: с 2,5 литровым двигателем в максимальной комплектации она составит около 42 тыс. долларов, а также определенную «сырость» модели, которая буквально пару месяцев назад начала поставляться в Россию и другие страны. Выражается это в том, например, что дилеры точно не знают, какое масло залито в двигатель и когда его надо менять, не могут предложить какой-либо защиты двух больших щелей в переднем бампере (которые, по идее, закрываются «родным» «кенгурятником», в России, увы, запрещенным). Есть и другие «косяки», свойственные, в общем-то, всем новым моделям. Зато вы получаете очень современный автомобиль с продвинутой системой полного привода, просторный внутри, с дорогими материалами отделки салона и всякими электронными «наворотами» вроде систем помощи при подъеме в горку и спуске с горы.

«Митсубиши Аутлендер Икс-Эль»

Еще один «самурай», буквально на пятки наступающий «Икс-Трейлу» (с точки зрения цен), – «Митсубиши Аутлендер Икс-Эль».
«Аутлендер» может похвалиться еще более просторным салоном с дорогими материалами отделки и более мощным двигателем.

Хотя по цене с «Ниссаном», пожалуй, может конкурировать только «Аутлендер» с мотором 2,5 литра (170 л.с.), которого в России, насколько можно судить, еще никто не видел – дилер предлагает записаться на него «вслепую», не сообщая даже таких важных параметров как время разгона до 100 км/ч и расход топлива. Известно лишь, что машина с таким мотором и вариатором в «максималке» будет продаваться примерно за 40 тыс. долларов, то есть, чуть дешевле «Икс-Трейла» с мотором 2,5 литра в «верхней» комплектации. Однако за те же 42 тысячи можно приобрести «Аутлендер» с двигателем 3 литра мощностью 220 л.с. с автоматом в комплектации «Intense». В максимальной комплектации такая машина обойдется в 48 тыс. долларов.

Из плюсов нового «Аутлендера»: запоминающийся внешний вид, размеры (длина – 4640 мм, ширина – 1800 мм, высота – 1720 мм), хорошая разгонная динамика мотора объемом 3 литра с «автоматом» — 9,7 секунды до сотни, удобная система складывания задних кресел – одним движением, дорогая «музыка». Привод у «Аутлендера» — обычный подключаемый, полный. Из минусов модели – не особенно выдающиеся внедорожные качества, маленький багажник, большой расход топлива у 3-литровой версии, посредственная шумоизоляция, а главное – дилер-монополист со всеми вытекающими последствиями: высокая стоимость ТО, запчастей, очереди в сервис и т.п..  

Особенности управления кроссовером

На рынке кроссоверов в России существуют и другие машины, однако рекомендовать их в качестве «рабочей лошадки» для ежедневного беспроблемного использования автор на себя не взял бы смелость. Так, в России продаются «Шевроле Нива» и «Шевроле Каптива» (питерской сборки), «Лэнд Ровер Фрилэндер 2», «Киа Соренто» и «Хёндэ Санта Фэ Нью». Все эти машины нормально ложатся в ценовой интервал до 45 (плюс-минус) тыс. долларов, возникает лишь один вопрос: а оно вам надо? Платить такие деньги, чтобы затем не вылезать из сервиса, либо застрять где-нибудь в грязи и долго ругать производителей.

Существует в этой ценовой категории и еще один автомобиль, во всех отношениях замечательный, — «Хонда ЦР-В 3». Просторная, удобная, немного дорогая, но это можно было бы пережить. Если бы не дорожный просвет – 185 мм. Для большой легковушки или минивэна – отличный клиренс, но не для кроссовера.  

И еще одно, последнее замечание: купив вседорожник, не пытайтесь сразу бросать его в бой, штурмуя заснеженные поля, песчаные пляжи и каменистые косогоры. Нередки случаи, когда неопытные (с точки зрения управления кроссоверами) водители пытаются на скорости 80 км/ч зайти в поворот под углом чуть ли не 90 градусов. В итоге передние колеса теряют контакт с дорогой, умная электроника подключает задние, которые дают такой пинок машине, с которым водитель от неожиданности не способен справиться, и — авто в кювете. Опытные водители советуют, купив вседорожник, найти зимой какую-нибудь заснеженную площадку или хорошо замерзшую большую лужу, а еще лучше —  автополигон, и потренироваться там, изучив особенности подключаемого полного привода, прежде чем «зажигать» в сложных условиях на трассе. // www.strana.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here