Почему россияне любят большие машины?

325


Фото: Ю. Аганина/АиФ

Причин автомобильных пробок в столице множество: случайные аварии, неизбежные часы пик по утрам и вечерам, а также солнцепёки, дожди и снегопады. А количество машин в городе увеличивается на 250-300 тыс. ежегодно.

Эксперты между тем уверяют, что пробки — от острой нехватки дорог. И скоро они будут в необходимом количестве. Работы ведутся в нескольких направлениях: началось строительство четвёртого транспортного кольца от Волгоградского проспекта до Открытого шоссе. Прокладывается Звенигородский проспект, который соединит Новорижское шоссе с центром. Проектируются шоссе-дублёры для самых перегруженных радиальных направлений. Ведётся реконструкция Ленинградского проспекта и Тверской ул. Нам обещают: все эти меры заметно разгрузят столицу от постоянных пробок.

Но есть проблема, на которую мало кто обращает внимание, — выбирая машины, москвичи предпочитают экземпляры побольше. Пять лет назад внедорожников покупалось в разы меньше, чем сегодня. Причём речь идёт не только о дорогих джипах, но и о тех экономвариантах, которые в избытке поставляют на наш рынок китайцы и корейцы. Зачем москвичам автомобили, если дорога домой или на работу занимает иногда по несколько часов? В городе много приезжих, которые не могут позволить себе квартиру, но хотят «жить хорошо», а в представлении большинства машина свидетельствует о достатке?

Доктор психологических наук, директор отделения Института практической психологии Высшей школы экономики Александр ОРЛОВ считает, что москвичам автомобиль дарит уединение, крайне необходимое в большом городе, а страсть к большим машинам у большинства из нас в крови. И неважно при этом, что автомобиль куплен в кредит и не помещается во дворе, главное — он есть.

Лекарство от мизантропии

 — Когда возникает вопрос о мотивации, одного ответа быть не может. Люди покупают машины потому, что всегда и везде стремятся улучшить качество своей жизни. И автомобиль реально привносит целый ряд дополнительных удобств. Совершать на нём поездки по магазинам или на дачу, а также возить детей в школу или в спортивные секции куда приятнее, чем общественным транспортом. Однако есть и более глубинные причины. Мы устали от коллективных форм жизни за долгие годы советской власти, машина же позволяет обладать своим собственным пространством. Москвичи, как и другие жители мегаполисов, всё больше и больше страдают от неосознаваемой мизантропии — человеконенавистничества. Людей вокруг слишком много, естественный баланс общения и одиночества сильно нарушен в сторону вынужденной публичности. Машина — это индивидуальное убежище и столь необходимое уединение. (Сопоставьте ваши ощущения в общественном транспорте, когда вокруг толпы, и в автомобиле, когда люди появляются рядом только по вашему желанию.) Кроме того, рутина современной городской жизни практически лишает человека минимального уровня адреналина в крови, без него многие перестают чувствовать себя живыми. А фактически любая поездка на машине в Москве — экстрим.

 — Зачем, не имея накоплений на гараж, люди покупают автомобили и хранят их потом где придётся?

 — Мы не настроены сдувать с машины пылинки и лежать под ней по выходным. Для современного человека автомобиль — всего лишь средство получения удобств и психологических дивидендов. Авто доставляет их своему владельцу безотносительно к тому, стоит ли оно в тёплом гараже или мокнет под окном. Тем более что машины теперь делают так, что они не очень страдают от жёстких условий эксплуатации. Любой гараж сопоставим со стоимостью автомобиля, но в отличие от него он практически не даёт желанные бонусы. Более того, если гараж не находится в цоколе дома, то доставляет ещё и неудобства, превращая нас (пусть даже на некоторое время) из водителя в пешехода.

— Почему в Москве предпочитают покупать большие машины?

 — Любовь к большим и мощным машинам — особенность менталитета. И не только русского, но и, например, американского. А менталитет определяет рейтинг предпочтений для большинства, является иррациональной силой и действует вопреки доводам рассудка. И если вы видите в бесконечном потоке огромных джипов и седанов небольшую, но в то же время дорогую машину, знайте — в ней едет оригинал, нонконформист, диссидент, человек, противостоящий массе и вдобавок имеющий сферу для собственного самоутверждения, никак не связанную с габаритами авто. Таких людей немного, и они оказываются в положении «белых ворон». Честно говоря, я не знаю, сколько должно пройти времени, чтобы россияне, подобно бельгийцам или грекам, дружно пересели в «Смарты».

Где встал, там и место

 — Москвичи не любят соблюдать правила парковки, усугубляя дорожную ситуацию. «Включается» коллективное бессознательное: многие бросают машины где попало, значит, и я могу?

 — Нужно ставить вопрос шире, поскольку не соблюдаются правила не только парковки. Один из психологических дивидендов обладания машиной — свобода. Однако давно известно, что свобода нашего человека — это воля. И если вы водите машину, то видите проявление этой воли каждый день. И существующих санкций явно недостаточно. Единственная реально дисциплинирующая угроза в данной ситуации — исключительно лишение водителя его авто (пусть и непродолжительное) и, стало быть, возвращение (пусть временное) человека в ряды пешеходов. Только такая перспектива связана с утратой всего ценного, что даёт современному человеку машина.

— Но платить за парковки не хотят в том числе и люди, у которых есть деньги. Скажем, владельцы дорогих машин. Воспитания не хватает, образования или верх берёт природное жлобство? Ведь когда те же люди выезжают за границу, так себя не ведут. Почему москвичи перенимают одни западные привычки (например, в семье должно быть две машины), но не перенимают другие (например, платить за парковку)?

 — Дело, конечно, не в «жабе, которая душит». Парковки по правилам, платные парковки ограничивают волю. И напротив, если я бросаю своё авто поперёк тротуара, рядом с подземной парковкой, под любым знаком и даже с перспективой эвакуации, я в полной мере реализую эту волю. Что со всем этим делать? Власти должны всемерно улучшать дорожную сеть и совершенствовать систему санкций. Что же касается всех нас, участников дорожного движения, то нам остаётся лишь, поголовно став водителями, набраться терпения и выживать (в том числе с помощью психологов) в тех обстоятельствах, которые есть на данный момент.

Екатерина Бычкова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here