Безопасное вождение в критической ситуации

547

Умение находить выход из критических ситуаций не возникает только оттого, что вы много ездите на автомобиле. Для этого нужна специальная подготовка.

Переключение передач

В некоторых критических ситуациях появляется необходимость перехода на пониженную передачу для торможения двигателем или интенсивного разгона автомобиля. В таких случаях надо уметь быстро переключаться с одной передачи на другую. Лучше всегда делать это одним способом, независимо от включаемой передачи: при передвижении рычага на себя тяните его пальцами, а ладонью контролируйте его положение, при передвижении от себя, наоборот: ладонь нажимает, а пальцы контролируют.

Торможение

Как правило, в критических ситуациях возникает необходимость экстренно остановить автомобиль или быстро снизить скорость. А умение тормозить — совсем не такое простое дело, как может сперва показаться…

Достичь наиболее эффективного торможения возможно, применяя такие приемы, которые позволят колесам вращаться на грани блокировки. При полной блокировке колес, когда они начинают скользить по поверхности дороги, тормозной путь сильно увеличивается и резко возрастает вероятность заноса автомобиля. Резкое нажатие на педаль тормоза до упора с последующим длительным удержанием ее в таком положении — грубая ошибка, особенно при движении по скользкому покрытию.

Помните, что контакт стопы правой ноги с педалью тормоза должен происходить в наиболее чувствительном месте стопы — в верхней ее части.

Рассмотрим основные приемы торможения в критических ситуациях, зависящие от конкретных условий, которые возникают в подобных ситуациях.

Если расстояние до препятствия небольшое

Если расстояние до препятствия не позволяет остановить автомобиль, надо попытаться это препятствие объехать. Перед объездом постарайтесь снизить скорость движения. Это облегчит выполнение маневра. Для экстренного замедления следует применять резкий способ торможения.

При торможении таким способом надо плавно, но за короткий промежуток времени нажать педаль рабочей тормозной системы до начала блокировки колес. После этого надо ослабить усилие и, отпустив педаль, убрать с нее ногу. После падения скорости движения можно начинать маневр объезда препятствия.

Резкий способ торможения применяется не для полной остановки автомобиля, а только для экстренного замедления в критической ситуации.

Если расстояние до препятствия достаточное для экстренной остановки

Для полной остановки автомобиля в критической ситуации следует использовать ступенчатый способ торможения. Он заключается в том, что, приложив к педали тормоза небольшое усилие, нужно плавно, но за короткий промежуток времени увеличить его до кратковременной блокировки колес. Потом надо слегка ослабить усилие на педали, предотвращая полную блокировку колес и возможный занос автомобиля, а затем сразу же опять увеличить усилие, добиваясь кратковременной блокировки колес — и так до полной остановки автомобиля.

Старайтесь, чтобы первоначальное усилие на педали тормоза не оказалось слишком сильным и не привело к полной блокировке колес. Если это случится, вам придется «растормаживать» колеса (отпускать педаль тормоза, разблокируя их) и начинать все сначала.

В течение всего процесса торможения усилие на педаль тормозной системы должно быть как можно ближе к уровню, необходимому для блокировки колес. В случае возникновения заноса задней части машины ликвидируйте его, поворачивая рулевое колесо в сторону заноса (на заднеприводном автомобиле). При торможении должна быть включена передача!

Ступенчатый способ торможения можно применять не только для полной остановки, но и для экстренного замедления.

Если поверхность дороги имеет неровные или часто чередующиеся участки, на которых колеса имеют различное сцепление с покрытием

Это такие участки, где асфальт чередуется со льдом, снегом, песком… В этом случае, особенно если у водителя недостаточно хорошо сформированы навыки ступенчатого торможения, лучше применять прерывистый способ торможения. Приложив к педали тормозной системы первоначальное усилие, надо плавно, но за короткий промежуток времени увеличить его до полной блокировки колес. Затем следует полностью отпустить педаль тормоза и повторить нажатие — и так до полной остановки автомобиля или требуемого снижения скорости.

Прерывистый способ торможения можно применять в сочетании со ступенчатым.

(По материалам Интерфакс.)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here