Секреты топливных компаний

176

Секреты топливных компанийПубликации по поводу качества топлива неизменно вызывают интерес у автомобилистов. И это неслучайно – слишком часто мы сталкиваемся с перебоями работы двигателя после того, как заливаем в бак бензин на незнакомой АЗС. На что должны мы обращать внимание при покупке топлива, было рассказано в статье «Каким топливом торгуют в Калининграде», опубликованной в газете «Авторынок Калининграда?» от 18 сентября этого года. Сегодня ряд затронутых вопросов комментирует директор Калининградского центра сертификации и метрологии Алексей Витальевич Щагин.

Слабый стандарт рождает плохое топливо

Никто из торгующих автомобильным топливом организаций не проводит полный контроль каждой партии топлива, поступающего на АЗС – это дорого и хлопотно. Этим занимаются только производители. По существующим нормативным документам, владельцам нефтебаз и автозаправок рекомендовано осуществлять контроль топлива лишь по ограниченному набору показателей.

Надо отметить, что топливо на всех проверенных в последнее время АЗС соответствует государственному стандарту. Одна из причин этого – существующие требования к топливу довольно мягкие, и выполнить их достаточно легко. Тем не менее в настоящее время в России разрабатываются новые ГОСТы на топливо, в них требования ужесточаются, и выполнять их будет сложнее.

Сегодня же о качестве продаваемого на заправках топлива можно судить только по Паспорту качества, который имеется на всех АЗС. Однако, думаю, этот документ рядовому потребителю сложно понять – там слишком большой набор показателей, и большая часть их контролируется только на заводе. Тем более, что никто, конечно, не предъявит Паспорт качества, в котором фактические значения параметров будут хуже нормы.

«Вёсельный метод» противопоказан качеству

Следует иметь в виду, что в нашей стране существует значительный дефицит производственных мощностей, на которых может производиться высокооктановое качественное топливо. Поэтому очень часто приобретается тот бензин, который доступен на рынке. При этом топливо одной и той же марки от разных производителей смешивается в хранилищах, что часто отражается на его свойствах.

Не благоприятствует качеству и повышение октанового числа с помощью добавления специальных присадок «вёсельным методом». Не надо забывать, что добавление присадок в производственных условиях – это одно дело, а в некоем резервуаре – другое. Получается коктейль, от которого «голова болит». Кроме того, контроль за процессом в полном объёме осуществляется только в заводских условиях. К каким последствиям приведёт добавление присадки в «домашних» условиях – точно неизвестно, это «игра в кости». Например, к 92-му добавили присадку, получили 95-й, но сколько времени он останется таковым – никто ответить не сможет!

Поэтому, чтобы судить в полной мере о качестве топлива, потребителю надо знать его предысторию – кем выпущено топливо, на какой базе оно хранилось, смешивалось ли оно и с чем. Понятно, что это нереально! В такой неопределённой ситуации лучше доверять крупным организациям, которые занимаются реализацией нефтепродуктов – там всё-таки можно проследить историю, в отличие от маленькой контейнерной заправочки, где может продаваться, например, краденый бензин или из государственных запасов, пролежавших в хранилище много лет.

В суде правды не найти

Что касается жалоб на качество топлива на разных заправках, то их количество не является точным критерием того, стоит ли там заправлять свою машину. Нужно соотносить число жалоб с количеством реализованного топлива. Естественно, на «одинокую» АЗС в силу меньшего объёма продаваемого бензина будет и меньше жалоб, чем на большую сеть заправок.

Заметим, что когда дело доходит до суда, то чаще всего права оказывается АЗС, а не потребитель. В суде очень сложно доказать, каким было техническое состояние автомобиля до и после заправки, что раньше было в баке, где ранее заправлялась машина. Наличия же только кассового чека для доказательства вины АЗС, как правило, недостаточно — нужны «железные» аргументы.

Существует множество мифов по поводу наличия воды или мусора в бензине. Современное оборудование на большинстве наших АЗС таких ляпов просто не допускает – такова конструкция резервуаров, заборников и фильтров. Поэтому такие россказни – скорее из области фантастики.

Почему же заправился, а машина не едет? Да миллион причин! Например, бензин может быть лёгким или тяжёлым в зависимости от сырья, стандарта и сезона выработки. Последний работает лучше на инжекторных двигателях современных машин.

Одной из причин, которая может вызывать серьёзные конфликты между автомобилистами и владельцами АЗС, является факт использования в настоящее время в качестве антидетонаторов различных спиртов, что широко распространено в мировой практике и вызвано экологическими требованиями. Они делают бензин довольно капризным к наличию воды. Дело в том, что спирты хорошо растворяются в воде, поэтому если в баке она имеется, то спирты из бензина выпадают: вода забирает в себя спирт. В результате этого получается два слоя: внизу – «плохая водка», вверху – плохой бензин. Поэтому, залив хороший бензин в бак, где имеется вода, можно получить перебои в работе двигателя.

Записал Дмитрий Пискунов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here