ОСАГО без ГАИ и на глазок

227

Думский комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам одобрил поправки к закону об ОСАГО. Однако поправки в нынешнем виде приведут лишь к удорожанию страховки и сокращению выплат пострадавшим.

Во вторник комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам единогласно одобрил внесенный правительством РФ проект о поправках к закону «Об обязательном страховании автогражданской ответственности». В ближайшее время Дума рассмотрит этот проект во втором чтении. Однако практически все ключевые поправки, по мнению депутатов, требуют серьезной проверки и доработки.

Правительство предложило несколько существенных поправок к официальному порядку страхования «автогражданки».

Во-первых, планируется законодательно оформить процедуру разбирательства на месте ДТП без участия представителей правоохранительных органов – в том случае, если в аварии участвуют не более двух машин, а сумма ущерба не превышает 25 тыс. рублей.

Планируется, что водители сами будут оценивать ущерб, заполнять страховые бумаги и разъезжаться, не создавая лишних пробок. По заверению представителей правительства, с МВД этот момент уже согласован.

Однако у депутатов возникли сомнения по поводу данной поправки. Член комитета Александр Коваль уверен, что водители в большинстве своем не готовы к тому, чтобы «на глаз» оценивать повреждения своих автомобилей даже при мелком ДТП. «Водители, получая образование в автошколах, где материальной части сегодня не уделяется никакого места, не способны по первому впечатлению оценить ущерб – особенно если дело касается иномарок, когда возможны какие-либо скрытые повреждения», – считает Коваль. И сама сумма ущерба – 25 тыс. рублей – показалась депутату недостаточно обоснованной.

Вторая поправка – возможность использования в России схемы «прямой ответственности» страховой компании перед автовладельцем.

Иными словами, невиновный участник аварии будет получать страховую компенсацию ущерба в своей страховой компании, а не в той, в которой застрахован виновник ДТП.

Это должно сократить время получения автовладельцем выплаты.

Коваль считает, что данная схема – только один из вариантов решения проблемы с затягиванием страховщиками выплат. Проблему, по мнению депутата, можно решить, усовершенствовав существующую «непрямую схему». «Недавно мы консультировались с Союзом автостраховщиков ФРГ – в Германии принята та же «непрямая» схема, что и у нас. Другое дело, что там эта процедура доведена до автоматизма, а нам пока есть над чем работать», – подчеркнул депутат.

Кроме того, правительство предлагает уменьшить минимальный срок страхования по ОСАГО с шести до трех месяцев.

Правительственные эксперты связывают это с тем, что многие в России предпочитают страховать машину на определенное время в году. Председатель комитета Владислав Резник опасается, что такая поправка может привести к удорожанию ОСАГО в целом: «Увеличение тарифов последует в связи с уменьшением сроков». Поскольку спрос на более дешевые полисы сроком на три месяца будет большим, страховщики начнут стремиться к сохранению своей прибыли.

Не менее сомнительна, по мнению Резника, и поправка, которая окончательно развяжет руки страховым компаниям в плане оценки ущерба.

Правительство предлагает заменить «обязанность» страховщиков проводить независимую экспертизу автомобилей лишь «правом» на это. В правительстве объясняют необходимость данной поправки тем, что страховщики сейчас и так заключают договоры только со «своими» станциями техобслуживания и экспертами. Поэтому, если дать компаниям возможность самим проводить экспертизу, это лишь облегчит процедуру, и в конечном счете ускорит выплаты. На деле это может легализовать возможности страховщиков занижать сумму ущерба.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Довольно любопытная ситуация: autoeditor.ru/roads/osaprost.
    html

    Не верь себе. ОСАГО без ГАИ: можно, но не нужно

    Недавно я стал участником аварии, а точнее двух. В выходные ехал по главной дороге и получил удар в правое крыло от Ford Mondeo, выезжавшего с второстепенной. Справедливости ради скажу, что в этой аварии есть и моя вина: до последнего я не мог определиться с маршрутом и ехал с включенным правым поворотником, обманывая водителя Mondeo. Как водится, остановились, осмотрелись и стали ждать ГАИ.
    Тут надо отметить, что стояли мы нехорошо так, поперек перекрестка. В будние дни вокруг назрела бы неплохая пробка, но поскольку дело было в выходной, машины нас как-то объезжали. Но не все: через 30 минут мой левый бок слегка задевает Hyundai Accent. У меня — царапина на бампере и крыле, у него — еще и дверь пострадала. Молодой парень явно торопится и предлагает взять деньгами. Допустим, говорю, бампер у меня и так под замену, а вот за крыло надо отдать где-то $300-400. Он не верит, звоним официальному дилеру, который подтверждает мой первоначальный прогноз — покраска крыла стоит где-то 10-12 тысяч рублей. Снова стоим, снова ждем. Тем временем, проезжающая мимо ГАЗель в свою очередь чуть задевает Hyundai Accent. Там, правда, обошлось без повреждений — повезло. Через часа два после первой аварии приезжает инспектор и все оформляет. Решаю оба случая чинить по КАСКО — иначе придется бегать в страховые компании виновников, которые, как водится, разные. Оформляем, уезжаем.
    К чему я все это? С 1 марта вступают в силу поправки к закону об ОСАГО, которые должны решить большую часть проблем, хотя бы в случае со вторым ДТП. Теперь, если в аварии участвуют два автомобиля (в моей ситуации аварий было две в каждой из которых по двое участников), то оформить ДТП можно на месте без участия ГИБДД. При условии, правда, что никто из людей не пострадал, виновник свою вину признал, а сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей. Кроме того, с 1 марта за возмещением можно идти в ту страховую компанию, в которой вы покупали полис ОСАГО, причем по обоим случаям — таким образом, необходимость оформлять все по КАСКО у меня отпадает.
    Вот только не все так просто. Представим, что та же авария произошла уже после 1 марта. Молодой человек на Hyundai Accent просит отпустить его побыстрее и предлагает составить извещение о ДТП без автоинспектора. Для этого нужно, чтобы и полисы ОСАГО и у меня и у него были куплены после 28 февраля. Ладно, это условие соблюдено. Дальше нам нужно составить извещение. Кстати из троих участников аварии эти бланки нашлись лишь у одного — мой совет — возите их с собой! Теперь заполняем, на мой страх и риск. Если что-то окажется не так, или в соответствии с составленной нами схемой определить виновника не удастся — ремонт мне никто не оплатит. Пойти на попятную, после того, как водитель Hyundai уедет, уже не получится. Но допустим, что и здесь мне повезло. С этим бланком, а также со справкой из ГАИ о столкновении с Ford Mondeo я иду в свою страховую, откуда меня отсылают в ремонт. В сервисе, посмотрев машину, заявляют, что крыло у меня не просто поцарапано «Акцентом», но и погнуто. И его ремонт обойдется не в 10-12 тысяч рублей, а в 28. Так вот, страховая оплатит мне только 25. Остальные 3 я могу заплатить сам, или требовать от виновника аварии. Он, конечно может согласиться и просто отдать их мне наличными, но верится с трудом. А, значит, мы идем в суд. Единственное доказательство его вины — составленное нами извещение, с которыми, кстати, судьи до сих пор вообще не имели дела. Признавать свою вину у водителя Accent нет никакого резона — поскольку мы оформили все без ГАИ его страховая компания в любом случае более 25 тысяч мне не возместит, а, значит,. платить придется ему лично. Так что он лучше заявит, что был в состоянии шока и вообще не помнит, что писал и как подписывал. И если суд я проиграю, то уже страховая компания будет требовать с меня выплаченные 25 тысяч — ведь их клиент, оказывается, не виноват. Ладно, суды в нашей стране, как известно, справедливые, и оставшиеся 3 тысячи мне возвращают. Но тут, представьте, у водителя Mondeo начинает болеть нога и обследование показывает, что ударился он как раз в той аварии. А значит в ДТП были пострадавшие! И, следовательно, моя страховая с полным правом отправляет меня в страховую компанию виновника…
    Страшно? А знаете, кто мне все это рассказал? Страховщики! Причем не по секрету, за пивом в баре, а совершенно официально, на пресс-конференции Российского союза автостраховщиков. А знаете зачем? Чтобы у меня лишний раз не возник соблазн воспользоваться всеми этими замечательными нововведениями. Лучше уж по старинке сидеть и ждать инспектора с рулеткой — благо закон и это не запрещает. Зачем все это страховщикам? Они просто не готовы. Точнее не готовы ни они, а наше законодательство. Поправки к закону об ОСАГО чиновники приняли, а закон о банкротстве — до сих пор нет. И если страховая компания виновника аварии разориться, то моей будет сложно вернуть деньги за ремонт — в законодательстве даже не прописано, как при банкротстве составлять реестр клиентов, из которого ясно, был ли виновник застрахован в разорившейся компании или его полис — подделка. Также до сих пор не принята единая государственная методика оценка причиненного автомобилю ущерба — именно поэтому так сложно определить, в какую сумму выйдет ремонт вашего автомобиля. Нет уж, говорят страховщики, если есть у вас хоть капелька сомнений — ждите ГАИ. И я, пожалуй, подожду.

    Сергей Иванов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here