Занятие N2: Действующие силы и прохождение поворотов

890
Юридическая консультация онлайн

На первом занятии мы рассмотрели основные принципы посадки и руления. Теперь вы знакомы с силовым и скоростным способом, а также правильно сидите в автомобиле и способны совершать точные управляющие воздействия. В этот раз мы поговорим о силах, действующих на колёса, о технике прохождения поворотов и о важности плавного совершения любых манёвров.

Силы, действующие на колеса

Реализация любых водительских замыслов практически полностью зависит от сцепления колёс с покрытием – другими частями автомобиль за дорогу не цепляется. Поэтому для грамотного управления машиной водителю требуется четко понимать, в каких ситуациях и что можно требовать от колёс. Любые покрышки имеют определенный потенциал сцепления с дорогой, который зависит от множества параметров и в различных ситуациях меняется. Но, независимо от условий, колесо автомобиля выдерживает определённую максимальную силу, при превышении которой оно начинает проскальзывать и сцепные свойства с покрытием ухудшаются. Такое пороговое значение актуально как для продольного (разгон, торможение), так и для поперечного (повороты) направления. Если разгон будет слишком интенсивным, и тяговая сила от двигателя превысит данный гипотетический барьер, колесо начнёт буксовать и интенсивность ускорения снизится (особенно ощутимо на скользких покрытиях). Схожая ситуация при торможении: если колесо блокируется, машина начинает скользить и замедляется уже не так эффективно. Не является исключением и поворот: когда он интенсивный настолько, что боковая сила превышает пороговое значение, автомобиль начинает соскальзывать с дороги. И самое главное, о чём стоит помнить — что сумма всех действующих сил также должна оставаться в допустимых рамках. Это значит, приложив в повороте дополнительно к боковым нагрузкам продольную (нажав на газ или тормоз), вы рискуете сорвать колёса в скольжение и уйти с заданной траектории. Притом что, не прикладывая продольных нагрузок, всё было бы нормально.

Занятие N2: Действующие силы и прохождение поворотов
Реализация водительских замыслов зависит от сцепления колёс с покрытием

Занятие N2: Действующие силы и прохождение поворотов
Колесо автомобиля выдерживает определённую максимальную силу

Занятие N2: Действующие силы и прохождение поворотов
Интенсивные разгоны и торможения возможны только на прямой

Понимание изложенного принципа непосредственно влияет на ежедневное передвижение в автомобиле. Максимально интенсивные разгоны и торможения возможны только на прямой. В поворотах появляется дополнительная боковая нагрузка, которая снижает предельно допустимые значения замедления и ускорения. Справедлив и обратный случай, при прохождении поворота на пределе возможностей, не остаётся запаса для торможения или разгона.

Старайтесь завершить торможение до входа в поворот. Это позволит совершить манёвр с ровным газом, и ничто не будет мешать борьбе колёс с боковыми силами. К тому же на выходе из поворота, по мере возврата рулевого колеса в нейтральное положение, появится возможность ускоряться. Запомните это золотое правило прохождения любых поворотов – скорость вхождения в поворот (вначале) должна быть не выше, чем скорость на выходе (в конце поворота). Даже если вы очень спешите, не поддавайтесь искушению влететь в поворот на полном ходу. Такая ошибка может привести к ситуации, когда придётся совершать торможение на дуге, а это крайне нежелательно. В результате можно превысить предельные возможности сцепных свойств колёс и вылететь на обочину или встречную полосу. Даже при условии своевременной стабилизации автомобиля и сохранения его положения на дороге, в течение всего поворота вы будете бороться «за выживание», а завершите манёвр с дрожащими руками и на минимальной скорости. Страшно, опасно и, самое главное, бессмысленно из-за невысокой скорости прохождения. Намного рациональнее совершить необходимое замедление заблаговременно, после чего аккуратно и спокойно направить автомобиль по дуге. Далее, убедившись в правильности выбранной скорости и траектории движения, когда ближе к выходу из поворота колеса возвращаются в прямолинейное положение, можно смело прибавлять газ. Надежно, безопасно, комфортно и максимально быстро!

Плавность и аккуратность

Ваш автомобиль – это очень тяжелый физический объект. Его масса чаще всего превышает тысячу килограмм. Такой вес требует к себе достаточно аккуратного отношения, поскольку необходимо много сил на его разгон, поворот и торможение. Если у вашей машины мощный двигатель, надежные тормоза, хорошая резина, и вы ездите на умеренных скоростях по сухому асфальту, то может возникнуть ощущение, что все происходит очень легко: разгон, торможение и даже проезд поворотов. Большое спасибо техническому прогрессу и гению инженерной мысли конструкторов и создателей транспортных средств. Но лёгкость – это иллюзия, подарок автомобилестроителей, чтобы водитель мог чувствовать себя спокойно, уверенно и безопасно, в то время, пока колёса выполняют тяжелую работу. Чем интенсивнее действия водителя, тем выше сила инерции автомобиля и тем больший требуется потенциал сцепления колёс с дорогой, чтобы эту силу выдерживать. Очень часто, только резко превысив предельное значение этого потенциала, сидящий за рулём понимает — по-настоящему быстро остановить разогнавшуюся тонну железа может лишь… какое-нибудь прочное препятствие.

Занятие N2: Действующие силы и прохождение поворотов
Ваш автомобиль – это очень тяжелый физический объект

Занятие N2: Действующие силы и прохождение поворотов
Лёгкость управления – это ваша иллюзия

Занятие N2: Действующие силы и прохождение поворотов
Чем плавнее действия, тем предсказуемее поведение автомобиля

Для безопасного вождения автомобиля необходимо выработать такой стиль управления, при котором совершается минимально необходимое количество управляющих воздействий. Чем плавне действия, тем предсказуемее поведение автомобиля и больше шансов своевременно отреагировать на возникающие нештатные ситуации.

Движение в поворотах

Важнейшим навыком водителя является умение смотреть вперёд. Когда он смотрит прямо перед собой, его возможности сильно сокращаются, и он может решать лишь некие сиюминутные задачи. В результате действия становятся резкими и суетливыми. Смотрите дальше и шире, планируйте манёвр заранее, это позволит управлять автомобилем существенно спокойнее и продуманнее. Также при экстренном маневрировании взгляд должен быть направлен на место, в которое нужно приехать – скажем, на выход из поворота. Не на бетонную стену или встречную фуру, а именно в то место, куда необходимо попасть. На подсознательном уровне это максимально концентрирует и собирает все водительские навыки.

Поворот – целый комплекс мер: необходимо снизить скорость, выбрать подходящую передачу, увидеть оптимальную траекторию движения, удобно взять руль и только тогда приступать к манёвру. Начать желательно заблаговременно. Лучше пораньше подготовиться, а потом плавно разгоняться, чем опоздать и, свалив все действия в кучу, судорожно пытаться что-то предпринять в последний момент. Даже при условии, что каждое из действий отнимает лишь мгновение, их сумма представляет собой уже небольшой промежуток времени, который необходимо заложить в свой план. При непосредственном подъезде к повороту, смотреть нужно не на его начало или середину, а на его выход. Только в такой ситуации появится возможность полностью оценить ситуацию.

Поскольку в скоростном повороте руки переставлять не рекомендуется, перехватить их нужно заранее. Они должны находиться в наиболее удобном положении – на боковых секторах, в таком случае руль будет надёжно удерживаться, а действия станут точными, плавными и информативными.

Занятие N2: Действующие силы и прохождение поворотов
Поворот – это целый комплекс мер

Занятие N2: Действующие силы и прохождение поворотов
Доворачивать рулевое колесо на дуге крайне нежелательно

Занятие N2: Действующие силы и прохождение поворотов
Если поворачивать на чрезмерной скорости, шансы остаться на дороге равны нулю

Доворачивать рулевое колесо на дуге крайне нежелательно. Поэтому в самом начале, на входе в поворот, необходимо выбрать такое положение, чтобы в последствии достаточно было удерживать руль неподвижным или возвращать его в нейтральное положение. В данном случае максимальные боковые нагрузки на колёса происходят в начале манёвра, и в случае необходимости будет возможность вовремя предпринять необходимые действия. Если автомобиль хорошо держится за дорогу – можно уверенно двигаться дальше и постепенно ускоряться. А если скорость была рассчитана неверно и/или поворот оказался слишком крутым, в результате чего колёса начали соскальзывать, то происходит это в самом начале поворота и остается достаточно времени на корректировку.

Что делать, когда допущена ошибка и скорость превышает предельно допустимую для каких-либо конкретных условий? То есть в повороте автомобиль начинает сползать в сторону и явно не вписывается. Конечно, необходимо уменьшить скорость. В зависимости от ситуации рекомендации будут разными, но для начала необходимо сбросить газ. В таком случае нагрузка на переднюю ось увеличится, скорость начнёт снижаться и автомобиль может вернуться на заданную траекторию. Помимо этого можно начать распрямлять траекторию движения, плавно выворачивая руль в обратную от поворота сторону. Во-первых, в какой-то момент колёса перестанут проскальзывать и зацепятся за покрытие, а во-вторых, высвободится потенциал сцепления колес для торможения.

Если вы сильно переборщили со скоростью, и требуется экстренное торможение – поставьте колеса прямо. Вы поедете поперек своей полосы, но сможете гасить скорость максимально быстро. Дорога уходит в сторону и очень велик соблазн довернуть руль в сторону поворота? Не делайте этого, пока скорость не погашена достаточно. Пусть даже автомобиль доедет до противоположной обочины, зато он затормозит и никуда не вылетит. Если вы попытаетесь поворачивать на чрезмерной скорости, шансы остаться на дороге практически сведены к нулю.

Посмотреть видео

Обсудить на форуме

Юридическая консультация онлайн

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here