Академики хоронят автопром

204
Юридическая консультация онлайн

Текст: Елена Ходякова. Фото: Reuters.
Фото: Reuters

Академики РАН признали отечественный автопром нежизнеспособным и призвали российское правительство не финансировать развитие безнадежно отсталой отрасли. Автомобильные эксперты соглашаются с учеными.

В Российской академии наук (РАН) поставили суровый «диагноз» отечественному автопрому. В рамках научно-практической конференции «Государственно-частное партнерство в инновационных системах» ученые РАН выступили с инициативой не вкладывать в развитие российского легкового автомобилестроения. Общее мнение озвучил член-корреспондент и директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. Он отметил, что нет смысла тратить средства на развитие «такого безнадежно отставшего от мирового уровня сектора машиностроения, как производство легковых автомобилей», передает его слова ИТАР-ТАСС.

Ученый отметил, что машиностроение пришло к такому состоянию потому, что «за последние 15 лет государство не вырастило крупных компаний в этом секторе промышленности и не сделало ничего для мотивации перелива средств из топливного сектора экономики в промышленность».

Однако предостережения ученых запоздали.

Год назад глава Минэкономразвития Герман Греф объявил о господдержке отечественного автопрома. Тогда только в развитие «АвтоВАЗа» было инвестировано около $5 млрд. Кроме того, правительство России удовлетворило заявку тольяттинцев на компенсацию процентов по кредитам 2005–2006 годов. В результате в прошлом году «АвтоВАЗу» удалось подготовить к запуску Lada Priora, которая сменит этим летом на конвейере завода десятую модель. Концерну удалось сократить задолженность: финансовый долг предприятия составил на конец 2006 года 23 млрд руб. (в 2005 году – 23,9 млрд руб.), а чистый финансовый долг российского предприятия снизился с 16,2 млрд руб. до 7,8 млрд. На днях «АвтоВАЗ» приступил к процедуре оформления совместного предприятия с канадским производителем комплектующих Magna. По планам производителей, в 2009 году на новом заводе начнется производство совместной разработки двух компаний.

У экспертов авторынка нет единой позиции о потенциале отечественной автомобильной промышленности.

Некоторые наблюдатели считают, что шанс выйти из кризиса у отечественного автопрома еще сохраняется. Аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Кипа рассказал «Газете.Ru», что пессимистичные оценки ученых могут быть связаны с тем, что ни один из ведущих российских автопроизводителей до сих пор не предоставил правительству перспективных проектов по развитию. Однако правительственные средства могут изменить ситуацию в случае возможного объединения «АвтоВАЗа» и ГАЗа, отмечает Кипа. Предпосылки к такому развитию ситуации существуют. Компании не пересекаются по модельному ряду, а их объединение позволило бы обеим компаниям сократить издержки. Кроме того, по мнению эксперта, иностранное участие в российском автопроме позволит российским компаниям освоить более прогрессивные технологии производства.

Аналитик ИК «Финам» Денис Горев считает, что развитие российского автопрома как самостоятельной единицы сегодня уже невозможно.

У отечественных компаний нет ни средств, ни времени развивать собственные технологии. Таким образом, по мнению эксперта, российские производства легковушек должны быть интересны иностранцам. Кстати, наиболее успешные российские производители – «Русские машины» Олега Дерипаски и «Северсталь-Авто» – уже существуют автономно от правительства. В поддержке правительства в большей мере нуждается «АвтоВАЗ». Однако и эта поддержка должна быть, по словам Горева, выражена не в прямом инвестировании, а в косвенных мерах – в погашении процентов по кредитам компании.

По мнению аналитика «Уралсиба» Александры Мельниковой, прямые инвестиции – вообще наименее эффективный способ поддержки автопрома. «По опыту в России и за рубежом можно сделать вывод, что субсидирование редко оказывается эффективной мерой поддержки», – считает Мельникова.

Для того чтобы выжить в современных условиях, правительство должно помогать другими методами – через укрепление международной кооперации российского автопрома и зарубежных компаний.

Таким образом, в Россию через несколько лет начнут попадать зарубежные технологии. За счет обязательной локализации производства (использование запасных частей и деталей отечественных производителей в сборке иномарок) постепенно российские модели начнут получать конкурентоспособные комплектующие. «Процесс реального становления отрасли легкового автомобилестроения – это сложный и длительный процесс. Даже если все будет сделано правильно, до момента появления успешной отечественной модели пройдет еще как минимум десять лет», – считает эксперт.

// www.gazeta.ru/

Обсудить на форуме

Юридическая консультация онлайн

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here