Утилизация машин — огромный и социально ответственный бизнес. Но не в России

1102

Каждый год все больше россиян покупают новые автомобили. В 2006 г. в России было продано 2,06 млн автомобилей (рост на 20% по сравнению с 2005 г.), в том числе 800 000 отечественного производства, 280 000 “российских иномарок”, 720 000 новых импортных иномарок и 260 000 подержанных, говорится в докладе PricewaterhouseCoopers “Российский автомобильный рынок. Рекордный 2006 год — что дальше?”. Но темпы роста рынка могут в скором времени серьезно замедлиться, предупреждает автор доклада Стенли Рут: во многом развитию рынка мешает отсутствие эффективной инфраструктуры для утилизации автомобилей.

“Индустрии утилизации старых автомобилей в России не существует”, — констатирует независимый эксперт автомобильного рынка Валерий Тараканов. “Проблема старых машин не только не решается, она даже не стоит на повестке дня”, — соглашается депутат Виктор Похмелкин. При этом проблема эта для страны чрезвычайно актуальна. “У нас очень старый автопарк, по данным ГАИ, около 50% всех автомобилей в стране старше 10 лет”, — рассказывает Тараканов. У России самый старый автопарк в Европе, подтверждает Рут.

Потребность в мощностях по утилизации автомобилей огромна, уверены эксперты: невозможность эффективно перерабатывать старые машины вредит экологии и мешает развитию автомобильного рынка. Чем более эффективна система утилизации старых автомобилей, тем больше возможности рынка поглощать новые, пишет Рут.

“Сегодня машину выгоднее выбросить, чем утилизировать, — говорит Виктор Макушин, президент группы МАИР, специализирующейся на переработке лома металлов. — Бизнесу старые автомобили неинтересны”. Средний автомобиль весит от одной до двух тонн, рассуждает он. “Тонна лома черного металла стоит $200-300, а ведь старую машину еще нужно довезти до места утилизации”. По расчетам Макушина, расходы на транспортировку машины до места утилизации съедят все или большую часть потенциальных доходов. “Как бизнес это нерентабельно”, — заключает он. Макушин добавляет, что в мире переработка автомобилей дотируется государством, у нас же никаких эффективных льгот для переработчиков нет.

Огромный бизнес.С помощью государства. В развитых странах переработка автомобилей — это серьезный бизнес, в котором заняты десятки тысяч человек. Лучше всего дела обстоят в США и Японии.

По данным Automotive Recyclers Association, индустрия переработки старых автомобилей является 16-й по величине в американской экономике. В США потребители редко сами платят за переработку автомобилей. Традиционно владельцы старых автомобилей либо продают их третьим лицам, либо обменивают у дилеров по программам trade in.

Для Японии вопрос утилизации автомобилей стоит особенно остро, в том числе и из-за отсутствия площадей под захоронения и свалки для старых автомобилей. Все автомобилисты обязаны регулярно проходить дорогие техосмотры, причем чем старше автомобиль, тем придирчивее он оценивается и дороже стоит вся процедура. Японцы стараются избавиться от машин в течение пяти лет.

В Европе проблема утилизации пока решена не до конца, единого законодательства у стран — членов ЕС пока нет, законы варьируются от страны к стране. В большинстве стран за утилизацию платит последний владелец автомобиля. В некоторых странах — Швеции, Норвегии — при покупке автомобиля процент стоимости идет в специальный фонд, из которого затем оплачивается его утилизация. По последним доступным ассоциации данным, в 2004 г. в ЕС было снято с учета 11,5 млн автомобилей, из которых утилизировано было 7,7 млн.

Проблема старых автомобилей является одной из наиболее серьезных проблем и в Великобритании. Бремя утилизации старого автомобиля практически полностью лежит на частных лицах.

С 2000 г. в нескольких провинциях Канады действует программа Car Heaven, запущенная фондом Clean Air Foundation при содействии правительства Канады и корпорации General Motors. В рамках программы осуществляется сбор автомобилей, выпущенных до 1995 г.

Старые автомобили вредят экологии вне зависимости от того, находятся они на ходу или на приколе. Работающий старый автомобиль выбрасывает в атмосферу значительно больше вредных веществ, чем современные модели. Брошенный автомобиль заражает почву. Среди вредных веществ, применяющихся в автомобилях, — ртуть и свинец. К решению проблемы загрязнения окружающей среды обратились уже даже ближайшие соседи России — поляки. Как рассказывает Макушин, польская программа по скупке старых аккумуляторов (в них содержится свинец) оказалась настолько успешной, что предприимчивые поляки организовали ввоз аккумуляторов с Украины. “Контрабандой их везли в Польшу и сдавали как “снятые с польских машин перед утилизацией”, — рассказывает Макушин.

Наши чиновники еще думают

Никакой внятной политики в отношении переработки автомобилей в российском правительстве не существует, говорят эксперты. “Чиновники периодически говорят о необходимости «принять меры», но эти слова ничем никогда не заканчиваются”, — констатирует Тараканов.

Иван Филиппов

(С) Газета «ВЕДОМОСТИ» (с) www.vedomosti.ru/

Рисунок: Ведомости

Обсудить на форуме

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here