Дума дала пьянству бой

286
Юридическая консультация онлайн

Текст: Артем Бетев. Фото: ИТАР-ТАСС.

Госдума одобрила в первом чтении законопроект, существенно ужесточающий наказание за нарушение ПДД. В ходе обсуждения критики проекта заявили, что повышение штрафов приведет только к росту коррупции. Тем временем правозащитники требуют снять проект с рассмотрения в этой редакции и угрожают в противном случае массовыми акциями протеста.

В пятницу депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект, значительно ужесточающий административный кодекс для водителей. По мнению авторов законопроекта, самый действенный способ снижения смертности на дорогах – многократное увеличение штрафов и другие карательные меры. Так как законодательная инициатива разработана в рамках выполнения федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах», сильнее всего ответственность возрастает за те нарушения, которые уносят больше всего жизней. За пьяную езду без прав предлагается сажать на 15 суток или штрафовать на 5 тыс. рублей, за превышение скорости можно будет лишиться прав. Кроме этого, в проекте прописана легализация эвакуации, которая сейчас проводиться незаконно, и отмена презумпции невиновности для владельцев автомобилей. Также гаишникам разрешается проводить освидетельствование на состояние опьянения на дороге и вводится минимальный уровень содержания алкоголя в организме.

Этот законопроект рассматривался вместе с 12 альтернативными инициативами и был поддержан 320 голосами. «Против» проголосовал 61 депутат.

Представляя законопроект на заседании Госдумы, один из авторов депутат Владимир Плигин привел статистику, которая, по его мнению, подтверждает необходимость принятия ужесточающих поправок к автомобильной главе административного кодекса. «Треть всех ДТП в России связана с неправильным выбором скорости, 15% – движение по встречной полосе, и каждый восьмой задержанный за нарушение ПДД – пьяный», – отметил он.

Критики «плигинского» проекта в основном сетовали на то, что его принятие приведет только к росту взяток, а ситуацию на дорогах не изменит.

Экс-глава ГАИ России сенатор Владимир Федоров поддерживает решение депутатов, проголосовавших за законопроект. «С повышением штрафов сейчас согласны практически все. И максимальный размер штрафа – 5 тысяч рублей за пьянку – это совсем не много», – заявил он. Однако, по его мнению, пункт о введении минимального уровня содержания спирта в крови необходимо дополнить. «Почему бы не сделать, как в некоторых странах, шкалу состояния опьянения, и тех, кто выпил немного, наказывать не так сурово, как тех, у кого зашкаливает за 2 или 3 промилле? Ведь известно, что наибольший ущерб наносят водители, у которых содержание алкоголя в крови больше 1 промилле». Также сенатор считает оправданной эвакуацию транспорта: «Во-первых, это эффективное средство борьбы с теми, кто нарушает правила парковки. А во-вторых, говоря об эвакуации, не надо забывать о пешеходах, которые не могут пройти по тротуарам из-за брошенных там автомобилей».

Правозащитники также согласны, что водителей нужно наказывать более сурово, но считают, что повышение штрафов в существующей на дорогах ситуации приведет только к росту коррупции.

«Для того чтобы ужесточать наказание водителей, необходимо, чтобы контролирующий орган был безупречным. С нашей во многом преступной ГИБДД путем повышения штрафов до 5 тыс. рублей мы добьемся только увеличения взяток. Грязными руками нельзя вычистить страну»,

– уверен президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. Лидер движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков считает, что повышение ряда штрафных санкций подвергнет опасности не только кошелек, но и жизнь автомобилистов. «В законопроекте предлагается лишать прав за отказ остановиться по требованию сотрудника ГИБДД. То есть теперь в глухом лесу, видя подозрительного гаишника, водитель будет вынужден выбирать между возможностью быть ограбленным и лишится прав. Сейчас он выбирает между грабежом и штрафом в 500 рублей», – пояснил он. А депутат Владимир Рыжков выступил против многократного повышения штрафов. «У нас штрафы будут, как в Европе, при доходах, как в Африке», – заявил он.

Предложение отменить презумпцию невиновности в случаях фиксации превышения скорости правозащитники считают антиконституционным. «Получается, что у нас 35 млн автомобилистов ущемлены в правах перед законом и обязаны доказывать, что они не виноваты в совершении правонарушения, а не наоборот», – считает депутат Виктор Похмелкин. Кроме этого, он не согласен, что если такая система работает в других странах, она успешно пойдет в России: «У нас треть страны ездит по доверенности, а за превышение скорости предлагается наказывать владельца. В результате мы постоянно будем штрафовать невиновных». А Виктор Травин уверен, что как раз злостные нарушители от таких мер пострадают меньше всего. «Они переоформят свои машины на малоимущих бабушек, с которых взять по суду нечего, и будут дальше гонять по дорогам», – пояснил он.

В то же время пункт законопроекта, устанавливающий предельный уровень алкоголя в крови водителей, который принято рассматривать как послабление, разрешающее пьянство за рулем, таковым не является.

Врач-нарколог, кандидат медицинских наук Андрей Прокофьев считает, что для наших водителей уровень содержания алкоголя в организме можно было сделать на уровне 0,5 промилле, а не 0,3, как предлагают авторы проекта. «Дело не в том, сколько в организме содержится алкоголя, а какое влияние он оказывает на реакцию человека, – рассказал Прокофьев. – В Америке в некоторых штатах разрешено до 1 промилле. Из-за того, что в крови человека естественное содержание алкоголя может достигать 0,2 промилле, предложенная норма фактически пить за рулем не разрешает». Кроме этого, эта поправка может послужить ловушкой для тех водителей, которые все-таки решат выпить перед дорогой, надеясь на то, что они не «доберут» до 0,3 промилле.

Если Госдума не прислушается к критике законопроекта и оставит спорные моменты без изменения, правозащитники обещают, что на улицы российских городов выйдут протестовать автомобилисты. «Мы готовим общероссийскую протестную акцию в случае, если в проекте останутся спорные пункты, которые не только не способствуют повышению безопасности на дорогах, а наоборот, ущемляют права автомобилистов», –заявил Лысаков.

(с)  www.gazeta.ru/

Обсудить на форуме

Юридическая консультация онлайн

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here