Глазами очевидца: история с протоколом

294
Юридическая консультация онлайн

Эта история произошла нынешним летом в Тольятти и во многом поучительна. Началась она, как водится, с остановки автомобиля сотрудниками ГАИ, а закончилась в Федеральном суде…

В середине июня 2006г. Сергею Д. пришлось снять передний и задний бамперы, пороги и правое переднее крыло со своего автомобиля ВАЗ десятого семейства и отдать их в покраску в одну из специализированных фирм Автозаводского района. Через несколько дней детали были готовы к установке на автомобиль. Сергей укрепил государственные номерные знаки за передним и задним стеклом своего автомобиля и поехал из г.Жигулевска в Новый город, чтобы привести машину в надлежащий вид. На посту «Рубеж» Д. был остановлен для проверки документов, инспектор ДПС ОГАИ Комсомольского РУВД посмотрел документы, поинтересовался, почему и как давно на машине отсутствуют кузовные детали, внимательно выслушал объяснения Д. Инспектор заметил, что номерным знакам не место в салоне автомобиля, но, учитывая обстоятельства, не стал применять какие-либо санкции к Сергею, пожелал счастливого пути и Д. продолжил движение.

Однако минут через 15, уже на Обводной дороге, Д. снова был остановлен сотрудником ДПС ОГАИ КРУВД Кочетковым А.А. Д. остановился, предъявил документы на автомобиль и водительское удостоверение. Инспектор указал, что номерные знаки автомобиля, установленные перед лобовым стеклом и за задним стеклом видны не должным образом. Сергей снова все объяснил, однако его доводы не убедили инспектора. По мнению сотрудника ГАИ, номерные знаки на автомобиле должны быть закреплены, например, проволокой, непосредственно к автомобилю. Заметим, что законом предусмотрены места установки государственных регистрационных знаков. Завод-изготовитель обязан свято соблюдать требования ГОСТа и ПДД, и ВАЗ, являясь законопослушным производителем, соответствующие места крепления спроектировал — на переднем и заднем бамперах. Если же, как в нашем случае, бамперы, т.е. штатные места, отсутствуют, то водитель должен укрепить регистрационные знаки так, чтобы их расположение соответствовало ряду других требований ГОСТа. Например, необходимо исключить загораживание знака элементами конструкции, его загрязнение при эксплуатации автомобиля и затруднение его прочтения; регистрационные знаки не должны закрывать внешние световые и светосигнальные приборы, выступать за боковой габарит транспортного средства и т.д. Таким образом, установка знаков за стеклами автомобиля ничем не отличается от крепления их проволокой к элементам конструкции.

Исходя из этих соображений, Д. не признал себя правонарушителем, что не помешало второму сотруднику ДПС, старшему лейтенанту Афанасьеву М.А. составить протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.12.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Первая часть указанной статьи предусматривает максимальное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 50 рублей за управление зарегистрированным транспортным средством с государственными регистрационными знаками, установленными с нарушением требований государственного стандарта.

Пока Сергей записывал номера нагрудных знаков инспекторов, их имена и звания, Афанасьев распорядился, чтобы Кочетков сфотографировал на свой сотовый телефон «десятку» Сергея Д. Что и было сделано: Кочетков отошел подальше, произвел некие манипуляции со своим сотовым телефоном, якобы фотографируя машину Д.

Закончив оформление протокола, сотрудники ДПС, как полагается, вручили его копию Сергею Д. В этой копии (обратите внимание — это важно!) хорошо видно номер статьи КоАП, по которой Д. привлекают к ответственности — ст.12.2.1. Любопытно также, что водительские права Сергея Д., все это время находившиеся у инспекторов ДПС, так и остались у них. Д. потребовал вернуть документы, но инспектора не обратили внимания на его требование. Оппоненты сели в свои автомобили и разъехались. На этом первая часть приключений Сергея Д. закончилась.

Вторая часть истории развивалась в ГАИ Комсомольского района через неделю после описанных выше событий.

Опустим здесь описание таких мелочей, как нежелание сотрудников ГАИ ГРУВД представляться. Нам до настоящего времени неизвестно, как зовут милую даму из кабинета № 5, которая предложила Сергею Д. задним числом написать ходатайство об отложении рассмотрения дела до того момента, как будут распечатаны и приобщены к делу фотографии с мобильного телефона старшины Кочеткова. Не будем также упоминать и о личном мнении капитана ГАИ КРУВД, который «поставил бы автомобиль на штрафстоянку на основании нарушения <Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств»… Все это действительно меркнет пред тем, что обнаружил Сергей Д. в материалах дела. Знакомясь с документами дела об административном правонарушении, возбужденном против него, Д. был шокирован подлинником протокола, составленным неделю назад на Обводной дороге. Статья 12.2.1., вменяемая ему, волшебным образом превратилась в статью 12.2.2.! А это уже совсем другой коленкор: Цитируем ч.2 ст.12.2. КоАП РФ: «Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков влечет наложение административного штрафа в размере 25 МРОТ или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев». Разумеется, с таким поворотом дела Сергей смириться не мог и на следующий день подал в ГАИ КРУВД соответствующую жалобу с требованием провести служебную проверку по факту подделки документов. К жалобе Д. приложил ксерокопию протокола, имеющегося у него. В ГАИ началась служебная проверка. Заключение служебной проверки, полученное Д. в ответ на жалобу, ничем, в общем-то, не примечательно. Как обычно, показания сотрудников ГАИ расходятся с заявлениями лица, привлекаемого к ответственности. И лишь один абзац из заключения порадовал. Чтобы ты, уважаемый читатель, смог оценить всю прелесть данного пункта, приводим его полностью, сохранив грамматику и пунктуацию. «Исправлений в административном протоколе инспектор ДПС Афанасьев М.А. не делал. Изначально им в графе «ответственность за которое предусмотрена статьей: КоАП РФ» было написано «12.2 ч.2». Протокол выписывался в патрульной автомашине, на мягкой папке для бумаг и усилие руки на шариковую авторучку было не равномерное, поэтому возможно в копии протокола появилась часть 1.». Вот так. Ни больше, ни меньше. Для тех, кто не знает: бланк протокола и его копия напечатаны на специальной бумаге. При давлении стержня ручки на бумагу протокола отпечаток штрихов на копии полностью совпадает со всеми штрихами подлинника. На этом заканчивается вторая глава нашей повести, поскольку дело об административном правонарушении поступило к мировому судье Комсомольского района. Исследовав материалы дела, мировой судья счел, что «действия Сергея Д. правильно квалифицированы по ч.2. ст.12.2 КоАП РФ, как управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков. У мирового судьи нет оснований сомневаться в подлинности всех документов, находящихся в деле, а так же в законности действий сотрудников милиции». В результате Д. был признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.2. ст.12.2 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок один месяц. «У мирового судьи нет оснований сомневаться в подлинности всех документов, находящихся в деле». Как жаль: Ведь в материалах дела имелись оба протокола: и подлинник, с частью 2 ст.12.2., и копия, с частью 1… Сергею пришлось обратиться к юристам для составления аппеляционной жалобы. Адвокат, ознакомившийся с материалами дела, не согласился с решением мирового судьи по следующим основаниям. В материалах дела имеются фотографии автомобиля ВАЗ-2110 зеленого цвета, сделанные со стороны капота и багажника, на котором отсутствуют передний и задний бампер. Фотографии сделаны так, что по ним невозможно установить, лежали ли какие либо предметы (например, лист бумаги или государственные регистрационные знаки) на передней панели или на задней полке автомобиля. Таким образом, наличие или отсутствие государственных регистрационных знаков, расположенных внутри автомобиля, адвокат посчитал недоказанным. По данным фотографиям невозможно установить собственника автомобиля. ОАО «АвтоВАЗ» выпускает множество автомобилей ВАЗ-2110 зеленых оттенков, любой из них мог быть сфотографирован на любом участке любой дороги. В материалах дела имеется заявление Сергея Д. на имя начальника ОГАИ КРУВД г.Тольятти, в котором им было заявлено, что сотрудники ГАИ намеренно выбирали такой ракурс, чтобы государственные регистрационные знаки за стеклами автомобиля не были видны.  Адвокат не уверен, что фотографирование автомобиля вообще производилось, т.к. сотрудник ГАИ держал в руках сотовый телефон со встроенной камерой и доподлинно неизвестно, была ли произведена съемка. Следовательно, по фотографиям невозможно установить, какой именно автомобиль и когда был сфотографирован. В соответствии с ч.3 ст.28.2 и ч.5 ст.25.6 КоАП РФ свидетели должны быть предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, им должны быть разъяснены их права и обязанности, о чем должна быть сделана запись в протоколе. Между тем, подписи свидетелей в соответствующем разделе протокола отсутствуют; об ответственности (штраф до 1500 руб.) они предупреждены не были, поэтому могли сказать не правду, а то, о чем их попросили. Поскольку Сергей Д. не слышал, о чем сотрудники милиции говорили со свидетелями, допускаем, что их просили засвидетельствовать отсутствие государственных регистрационных знаков на предусмотренных конструкцией местах, т.е. на переднем и заднем бамперах. Поэтому признание свидетелями факта управления автомобилем без регистрационных знаков адвокат также счел недоказанным. Мировым судьей судебного участка Комсомольского района г.Тольятти не был учтен тот факт, что Д. двигался со стороны плотины Волжской ГЭС, по трассе М-5, по обводной дороге. При этом ему пришлось миновать несколько постов ДПС, в частности, пост «Рубеж». Ни один пост ДПС не привлек его к ответственности за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков. Маловероятно, что такое было бы возможно, если бы государственные регистрационные знаки отсутствовали за лобовым и задним стеклом. Кроме того, мировым судьей не были приняты во внимание следующие обстоятельства. Ч.2 ст.12.2. КоАП РФ, которую Сергею Д. вменяли сотрудники ГАИ КРУВД,  предусматривает ответственность в виде штрафа в размере 25 МРОТ или лишение права управления на срок от одного до трех месяцев. В соответствии с ч.2 ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного деяния,  обстоятельства, смягчающие ответственность, предусмотренные законом, а также иные смягчающие обстоятельства. Сергей Д. впервые за годы управления транспортными средствами, а это почти 15 лет, был привлечен именно по этой статье. Более того, он крайне редко привлекался к административной ответственности, предусмотренной гл.12 КоАП РФ. Между тем, мировой судья назначает наказание ближе к верхнему пределу — лишение права управления транспортным средством, нарушив тем самым принцип объективности, предусмотренный ст.12 Гражданско-процессуального Кодекса РФ. Судьей не был принят во внимание и тот факт, что в копии протокола, имеющемся в деле, ясно видно, что вменяется ч.1 ст.12.2. КоАП РФ. Между тем, в подлиннике протокола часть 1 исправлена на часть 2. Объяснения сотрудников ГАИ, изложенные в рапорте, о том, что мягкая папка, на которой заполнялся протокол, не позволила аккуратно записать номер вменяемой статьи, адвокат считает несостоятельными, т.к. в подлинном протоколе явно видно исправление, хотя исправление протокола после вручения копии правонарушителя не допускается. Как видно из материалов дела, на машине отсутствовали передний и задний бампер, а также некоторые другие элементы конструкции. Согласно п.2. «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации:.», утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ N1090 от 23.10.1993г. «на механических транспортных средствах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца:». Конструкцией автомобилей десятого семейства ВАЗ предусмотрены места креплений государственных регистрационных знаков — по центральной оси симметрии автомобиля, на переднем и заднем бампере, которые имеют специальные крепежные отверстия. Согласно ГОСТ Р 50577-93 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования» для крепления регистрационных знаков должны применяться болты или винты с головками; допускается применение знаков с помощью рамок. В случае несовпадения координат посадочных отверстий регистрационного знака с координатами посадочных отверстий транспортного средства крепление знаков необходимо использовать переходные конструктивные элементы. Однако отсутствие бамперов сделало невозможным крепление регистрационного знака в штатных местах. Предложение сотрудника ГАИ «прикрутить номер проволокой» адвокат считает неприемлемым, т.к. такое крепление также не соответствовало бы указанному ГОСТу и, кроме того, могло повредить лакокрасочное покрытие автомобиля. Бамперы и другие элементы конструкции были сняты для проведения ремонта и покраски. Д. не мог оставить автомобиль со снятыми элементами в ремонтной мастерской, т.к. там нет соответствующих условий для хранения автомобиля. Поэтому Д. был вынужден разместить регистрационные знаки внутри салона за передним и задним стеклом. Учитывая изложенное, адвокат посчитал факт совершения Сергеем Д. административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.2 «Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков» недоказанным. Соответствующая жалоба была подана в Федеральный суд Комсомольского района г.Тольятти. Суд, рассмотрев дело Сергея Д., указал, что в случае отсутствия бампера номерные знаки должны быть укреплены в том месте, где это предусмотрено ГОСТом. Однако, учитывая малозначительность правонарушения, дисциплинированность Сергея Д., суд решил все постановления отменить, от ответственности Д. освободить и вернуть ему водительское удостоверение… Газета «7 ВЕРСТ»

Обсудить на форуме

Юридическая консультация онлайн

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here