Очередной передел бензинового рынка ударит по карманам покупателей

217

Как известно, ведомство Константина Пуликовского — Ростехнадзор — начинает масштабную проверку автозаправок по всей России. Эта акция проводится в связи с тем, что лицензированием АЗС теперь, помимо МЧС, займется и это ведомство. Проводится это согласно принятому правительством в начале этого года Постановлению о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов. Согласно этому документу, под взрывоопасными производственными объектами подразумеваются объекты, на которых хранятся, транспортируются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Нефтепродукты на заправках не только реализуются, но хранятся и транспортируются. Таким образом, все АЗС, действующие у нас в стране, являются взрывоопасными. До конца года их владельцы должны обратиться в Ростехнадзор за новой лицензией, в противном случае их ждет штраф.

Во время лицензирования будет проведена и соответствующая проверка, в которой примут участие и сотрудники правоохранительных органов. По предварительным оценкам Ростехнадзора, этой процедуре подвергнутся примерно 40-50 тысяч автозаправочных станций. Будет проведена комплексная оценка территорий, зданий, сооружений и оборудования, инженерных коммуникаций, порядка приема и хранения нефтепродуктов, метрологического обеспечения, экологической и пожарной безопасности, профессиональная подготовка обслуживающего персонала. Избежать проверки удастся лишь тем АЗС, которые принадлежат или арендуются нефтеперерабатывающими компаниями, уже имеющими лицензии Ростехнадзора. Эти заправки либо находятся при производственных объектах, либо являются мультитопливными.

Ранее деятельность АЗС не входила в компетенцию Ростехнадзора, да, вроде бы, это ведомство на них особо и не претендовало. До конца 2002 года лицензии АЗС на торговлю нефтепродуктами выдавало Минтопэнерго. Потом такие лицензии были отменены, а АЗС как потенциально пожароопасные объекты передали под контроль МЧС. В своей работе с заправщиками МЧС руководствовалось законом «О пожарной безопасности», соответственно, лицензия выдавалась, как на деятельность пожароопасных производственных объектов. Участники рынка были не согласны с тем, что АЗС попадает в ранг производственных объектов, и даже судилась на этот счет. Однако все дела в судебных инстанциях были проиграны, и проверяющие до сих пор требуют у заправщиков лицензию МЧС.

Как отмечает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, из-за серьезной законодательной недоработки складывается парадоксальная ситуация. АЗС подпадают под действие сразу двух разрешительных документов: как пожароопасный объект под лицензию МЧС и как взрывоопасное производство — под лицензию «Ростехнадзора». При этом изначально заправки строились без учета требованиям, предъявляемых к подобным объектам. Да и сам характер деятельности АЗС делает это толкование абсурдным. Ведь по закону о промышленной безопасности, на взрывоопасные объекты должен быть ограничен доступ посторонних лиц. Как в этом случае быть с потребителями, которые заезжают заправиться на «взрывоопасный объект» ежедневно? Без них сам бизнес АЗС теряет смысл. «Пока мы заняли выжидательную позицию. Ждем, как будут развиваться события», говорит Г.Сергиенко. Заправщики ждут: Ростехнадзор вроде как разослал им соответствующие уведомления, однако пока их никто не получил.

Предсказать, чем может обернуться для розничного рынка инициатива «Ростехнадзора», пока непросто. Но уже ясно, что больше всего пострадают частные заправки, не входящие в большие сети. Мало того, что для получения лицензии необходимо собрать кучу документов и потратить немало времени. Это и дополнительные траты на госэкспертизу, и поиск квалифицированных кадров… В среднем расходы на получение только первой необходимой лицензии — от МЧС — составляют минимум 50-60 тыс. руб. на одну АЗС. В эту сумму входят подготовка документов, экспертиза участка и устранение недостатков. К тому же, небольшие заправки могут обязать закупать более дорогое импортное оборудование и увеличивать затраты на дополнительное техническое обеспечение, ведь они в глазах проверяющих априори выглядят менее защищенными, нежели заправки монополистов рынка.

Еще одна проблема — получить лицензию не только дорого и хлопотно, но и долго. Ее получение может затянуться на неопределенные сроки, включая несколько месяцев. Требования к АЗС постоянно менялись даже в случае с первой лицензией, и нововведение может лишь усугубить ситуацию. Тогда участники рынка заявляли, что все дело в вертикально интегрированных нефтяных компаниях — гиганты, дескать, стремятся выдавить мелких конкурентов с рынка, чтобы самим его регулировать и устанавливать цены. Эксперты также разделяют их точки зрения. По их мнению, законодательные изменения никак не отразятся именно на крупных компаниях — ведь у них есть и ресурсы для заключения необходимых договоров, и возможность уйти от традиционных для России коррупционных проверок.

В первую очередь, речь идет о переделе региональных рынков. Если Москва уже практически полностью поделена между крупными нефтяными компаниями, то в регионах нередко «рулят» мелкие операторы. Крупные компании так и не смогли стать там полноценными монополистами, и именно этот «пробел» они хотят сейчас ликвидировать, считают в Российском топливном союзе. Конечно, доля вины лежит и на самих частниках, владеющих мелкими сетями, часто состоящими из пары заправок. Многие из них вообще не соблюдают никаких требований — торгуют некачественным безнином с всевозможными «присадками», не соблюдают даже элементарные требования по технике безопасности. В результате мы, потребители, вынуждены заправляться «паленым» бензином, который снижает ресурс автомобиля и вдобавок портит окружающую среду. Не говоря уж о безопасности — взрывы на АЗС дело, увы, нередкое. Предъявить же претензии к качеству работы крупных компаний сложнее, считают аналитики. «Некачественный бензин продавать им невыгодно самим», — считает аналитик Альфа-Банка Константин Батунин. Ведь это может принести больше реальных проблем, нежели гипотетической прибыли.

В результате крупные вертикально интегрированные холдинги в перспективе могут приобрести пока независимые сети автозаправок. А для потребителя, говорят эксперты, плата за безопасность может обернуться повышением цен на бензин. Ведь небольшие частные заправки, которые больше всего пострадают от двойных проверок, не смогут повысить  цены, перенося затраты на потребителей. Поскольку не выдержат конкуренции со стороны сетей АЗС крупных компаний. Этим новую напасть переживут намного легче. После того, как они потеснят мелких конкурентов, то смогут сами диктовать цены и договариваться с властями о том, сколько должен стоить бензин в России.

Впрочем, не исключено, что все эти «бензиновые короли» могут и договориться между собой, а все лишние хлопоты и расходы переложить на плечи рядовых автомобилистов. По оценкам экспертов, двойные проверки на АЗС могут поднять стоимость литра низкооктанового бензина примерно на 0,5-1 рубль,  а высокооктанового — и того больше. Если сейчас заливка 30 литров бензина обходится в среднем около 600 рублей, то переплата получается в районе 30 рублей. Вроде бы немного, но если учесть, что при регулярной езде заправляться нужно раз в пару-тройку дней, сумма выглядит уже более внушительной. По крайней мере, для российских регионов. Получается, опять реформы за наш счет.

Наталья БОКАРЕВА специально для Point.ru/

Обсудить на форуме

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here